Электронные трудовые книжки

Электронные трудовые книжки

К концу октября министерства Труда, Финансов, а также Минэкономразвития и Минкомсвязи обязались внести в Правительство РФ проект закона, касающийся формирования и введение в действие электронных трудовых книжек. Нужно понять, что россиянам следует ожидать от этого нововведения.

Безопасность персональной информации сотрудников

Проблема первая. Одна из задач законодательной инновации – это обеспечение безопасности новообразованной базы. Потребуется создать такую систему, чтобы никто не смог по причине личного негативного отношения к сотруднику или же из-за собственной неаккуратности удалить внесенные сведения. К примеру, касающиеся работы гражданина в условиях Крайнего Севера. Ведь в этом случае размер его пенсии существенно уменьшится.

Проблема вторая. Также потребуется пресечь любую возможность ловкача, у которого трудовая биография оказалась более чем скромной, приписать себе особые заслуги.

Проблема третья. Следует не допустить обрушения системы от разного рода хакерских или вирусных атак. Но возможно что будет применена, система блокчейн. Она не допустит внесения некорректной информации ни об опыте кандидата, ни о его предыдущей работе.

Когда реально появится новая электронная база ПФР

Востребованные изменения вносились в законодательство в течение всего 2019 года. Решались различные вопросы технического характера.

Предполагается, что уже с 01.01.2020 г. от работодателей сведения о сотрудниках начнут поступать в ПФР именно в электронном виде. В той же форме станет передаваться информация о совместителях. В Пенсионном фонде уже сосредоточены фактически все сведения, касающиеся трудовой деятельности сограждан. Остается добавить данные о взысканиях и награждения.

В каком формате будет представлена электронная трудовая книжка

Той трудовой книжки, к виду которой привыкли граждане России, теперь не будет. То есть не будет даже пластикового формата. Специалисты Автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика", непосредственно занимающиеся разработкой проекта, сообщили, что трудовая книжка станет виртуальной.

Как поступать с прежней бумажной трудовой книжкой

бумажная трудовая книжка
Привычная книжка, используемая ранее, полностью теряет свое значение. Она окажется не нужной, ее можно выкинуть. Но ведь не все готовы вверить свою будущность виртуальной реальности. Так что для личного успокоения можно оставить и этот бумажный вариант.

Согласно требованиям сотрудника, кадровик будет обязан вписывать сведения и в бумажный носитель информации, как это было прежде. Этим способом электронная запить попросту дублируется. А после 2020 года хранителем бумажного документа становиться сам работник. Так предполагается, но может быть бумажный вариант будет храниться по старинке – в отделе кадров.

Новый механизм устройства на работу

Допускается, что форма заключения трудового договора также станет электронной. Заверяться договор будет электронной подписью.

Работодатели теперь будут обязаны предоставлять технические возможности для введения электронных трудовых книжек. Сотруднику же организация безвозмездно предоставляет личный онлайн-кабинет.

Неоспоримые преимущества электронного варианта

преимущества
Их стоит раскрыть подробнее, чтобы трудящиеся россияне убедились, что представленная программа действительно надежная и удобная.

Возможность беспроблемного восстановления данных

Если человек утрачивал трудовую книжку (терял, портил, безвозвратно оставлял на прежнем месте работы), впоследствии этот факт превращался для него в реальную трагедию. Спасением становилась копия документа, заверенная у нотариуса. Если же ее не было, тогда человеку приходилось восстанавливать трудовую биографию по крупицам, отсылать запросы по различным адресам.

Но гражданин РФ мог в своё время работать в другой республике, а это осложняло решение вопроса. К тому же очень многие предприятия прекратили свое существование, и получать данные двадцатилетней давности из архивов тогда становится крайне сложно.

Кто-то может возразить, что трудовая книжка – это документ не настолько важный в жизни, как другие. И будет неправ. Когда придет время оформлять пенсию, именно этот носитель информации поможет потенциальному пенсионеру подтвердить и реальный срок своего трудового стажа, и период работы в сложных условиях. А эти данные способны существенно повлиять на начисление пенсии в более выгодном размере.

Теперь же, с введением электронной формы документа, становится намного проще уточнять данные, касающиеся нюансов трудовой деятельности. Все сведения дублируются в специальной базе. Электронные записи тем и отличаются от чернильных, что не выцветают, не размываются, не истираются.

Реальная защита прав работающего гражданина

При увольнении отпадут проблемы с выдачей документа. Теперь сотрудник, желающий уволиться, не станет реагировать на запугивание работодателя, грозящегося не отдать трудовую книжку.

Работнику ничего не стоит послать в ПФР запрос по поводу предоставления сведений касательно своей трудовой деятельности. Правильность внесения данных проверяется в режиме реального времени. К этой информации получают оперативный доступ и сам работник, и его работодатель, и госорганы, принимающие участие в решении спора, и судебные органы.

Гарантия охраны пенсии

Сотрудник, поступивший на работу, теперь может быть стопроцентно уверен, что все полагающиеся отчисления с его зарплаты не затеряются в бухгалтерской неразберихе, а поступят в пенсионный фонд. Эти отчисления в обязательном порядке будут учитываться, когда придет время выходить на пенсию. И данные о тех платежах, которые обязан вносить работодатель, также станут формироваться в автоматическом режиме. Осуществление контроля за этими поступлениями – вопрос простой, чисто технический.

А сейчас выявить того работодателя, который всячески пытается занижать выплаты в ПФР, удается лишь в ходе специально назначаемых проверок. Инициируют проведение таких проверок или работники, начавшие сомневаться в добропорядочности своего работодателя, или прокуратура.

Значительная экономия времени

Исчезает потребность бегать по кабинетам разных ведомств, чтобы подтвердить правильность своих расчетов трудовыми документами, справками, заверенными копиями.

А ведь данные из трудовой книжки могут потребоваться не только для предоставления в ПФР, но и для оформления пособий при обращении в органы соцзащиты, виз, банковских кредитов и пр. Сотрудники этих структур получат востребованную информацию о работнике, не мучая его самого. Также уменьшится волокита, когда будет оформляться переход на другую работу, особенно на удаленную.

Ускорение внесения записей

Они всё еще производятся от руки. Любая помарка, тем более исправление – это уже проблема. А вот запись в электронном виде производится с клавиатуры: помарки невозможны, опечатки тут же исправляются. К тому же стандартные формулировки применяются автоматически, что также избавляет от допущения ошибок.

Мнение эксперта по поводу электронного нововведения

Александр Ветерков – гендиректор Rabota.ru (сервиса, способствующего поиску работы, сотрудников) – высказал мнение о плюсах и минусах введения электронных трудовых книжек.

Ожидается, что информация станет сохраняться намного надежнее. Работник будет защищен от происков недобросовестного работодателя. Качество документооборота значительно повысится, а вот значение так называемого человеческого фактора заметно снизится. И труженик, и государство получат достаточно прозрачную информацию.

Но такая фиксация трудовой деятельности имеет и свои минусы. Возможны сбои в системе с последующей потерей данных, утечка информации. Однако вероятность проявления подобных негативов можно минимизировать.

К минусам относят и увеличение затрат, что понесут компании на первом этапе ввода системы. Придется приобретать специальное программное обеспечение. Многие старые кадровики, которым работа с компьютерными системами кажется слишком сложной задачей, останутся недовольны. Но ведь когда-то они пасовали и перед мобильными телефонами. Ничего, приложили усилия, освоили.