Управление кредиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Такое понятие как кредиторская задолженность включает в себя суммарный показатель долговых обязательств компании перед кредиторами, в числе которых могут фигурировать поставщики, наемные работники, фонды, арендодатели и т.д.

Сущность и особенности

Имеются определенные особенности, характеризующие рассматриваемое понятие как экономический фактор влияющий на показатели предприятия:

  • снижение стоимости капитала предприятия за счет наращивания долговой нагрузки;
  • увеличение продолжительности финансового цикла организации. Повышение объемов кредиторской задолженности снижает лимиты предприятия по привлечению средств для финансирования основной деятельности;
  • зависимость размера долга от объемов производства и спроса на выпускаемую продукцию. Активно развивающаяся компания, оказывающая услуги или производящая товары, не может функционировать в высоком темпе без привлечения заемного капитала. В данном случае задолженность (кредиторская) непременно будет увеличиваться пропорционально росту основных показателей.


Именно управление кредиторской задолженностью является одной из важнейших задач финотдела любой организации. От того насколько успешно функционирует менеджмент в данном направлении, зависит доступность финансов, требующихся для развития и функционирования компании. Только при недостаточном контроле со стороны ответственных лиц, кредиторская задолженность превращается в бремя. В том случае если осуществляется компетентное управление данным экономическим компонентом, а показатели долга остаются на приемлемом уровне, предприятие продолжает развиваться нормальными темпами, не испытывая финансово-экономических проблем.

Процесс управления

Процесс управления
Для нормализации показателей и контроля процесса оборота капиталов важно уделить внимание каждому из экономических этапов деятельности организации, начиная от поиска контрагентов и заключения договоров с ними и заканчивая механизмами расчета за товар и услуги. Регулируя и отстраивая систему управления кредиторской (и дебиторской) задолженностью, важно понимать, что любые долги снижают показатель платежеспособности участника рыночных отношений. Эффективный управляющий обязательно должен выполнить следующие действия:

  • структурировать задолженность в оптимальном для предприятия виде;
  • разработать эффективный бюджетный план по управлению кредиторским долгом;
  • провести анализ планируемых и фактических показателей, а также причин, приведших к отклонениям (при их обнаружении);
  • разработать и внедрить индикационные показатели для контроля соответствия фактических результатов плановым;
  • провести работы по выравниванию фактических показателей к планируемым.

От того, насколько полно и корректно осуществляется управление задолженностью на предприятии, зависят общие показатели формирующие инвестиционные рейтинги и финансовую репутацию. При этом рассматривается как кредиторская, так и дебиторская задолженность.

Фактически, менеджер, компетентный в вопросах управления задолженностью, способствует повышению устойчивости компании в условиях рыночной конкуренции. Основными задачами, от выполнения которых зависит эффективность выбранной стратегии, являются:

  • достижение баланса прибыль/издержки. В данном направлении от управляющего требуется наращивать показатели прибыли с планомерным сокращением издержек, что в конечном итоге приведет установлению баланса;
  • обеспечение динамического развития. Процесс характеризует достижение поставленных задач и достижение запланированных показателей;
  • улучшение кредитных рейтингов и кредитоспособности организации в целом. В данном случае речь идет непосредственно об управлении кредиторской задолженностью, а также прочими финансовыми показателями, влияющими на репутацию компании и доверие к ней со стороны других участников рынка.

Выполнив поставленные задачи в полном объеме удастся добиться максимальной устойчивости бизнеса к вызовам современной экономики. Важно разработать методики и обеспечить полноценное финансирование важных направлений деятельности, предварительно расставив приоритеты. Не рекомендуется прибегать к формированию задолженности в том случае, если собственный бюджет компании позволяет удовлетворить текущие потребности.

Что касается использования заемных средств, то здесь важно рассчитать рентабельность и соотношение стоимости кредитов с потенциальной прибылью. Фактически данный процесс можно считать ключевым, рассматривая управление кредиторской задолженностью как часть эффективного менеджмента.

Разработка тактики

Разработка тактикиВажным элементом грамотного финансового менеджмента на предприятии является определение тактических приемов в части выбора источников кредитования. Эксперты определяют четыре основных тактических принципа:

1. Привлечение инвестиционного капитала.

Самый распространенный способ, используемый крупными публичными компаниями. Считается наиболее выгодным ввиду дешевизны. Инвестор вкладывает личные средства в обмен на ценные бумаги, определяющие его участие в процессе развития компании и предусматривающие несколько способов получения прибыли. Показатель кредиторской задолженности по ценным бумагам может варьироваться в зависимости от их стоимости на рынке.

В целом организация может не ощущать влияния задолженности агентам кредиторского типа, при отсутствии обязательств по выкупу (облигации) так как бумаги, оборачивающиеся на торговых площадках, имеют независимый механизм ценообразования, регулируемый исключительно рыночными законами.

Негативным моментом в данном случае можно определить необходимость выплачивать дивиденды (если это прописано в уставе компании). Кроме этого, владельцы акций могут влиять на основные процессы, происходящие внутри компании. В данном случае кроме процесса управления кредиторской задолженностью, важно контролировать объем собственного капитала и количество долей, переданных во владение инвесторам. В противном случае, компания может потерять независимость, а руководство смещено со своих постов.

2. Кредитование в банках.

Как и в случае с физическими лицами, банки выдают кредиты организациям под определенный процент, как правило более высокий чем в случае с физлицами. В целом, данный продукт также считается востребованным в бизнес среде. В отличие от инвестиционного заимствования, процент по кредиту должен быть компенсирован прибылью, иначе кредиторская задолженность будет расти, а организация ощутит заметный бюджетный дисбаланс. Возврат заемных средств с уплатой причитающихся процентов в установленный договором срок, является существенным недостатком данного способа.

3. Отсрочка оплаты.

Один из простых и доступных способов повышения рентабельности путем налаживания кредиторских отношений и перехода на постоплатную систему. Фактически, организация берет товар под реализацию договариваясь о возврате средств после получения прибыли. Негативным моментом данного способа является сложность управления кредиторской задолженностью в случае смены рыночной конъюнктуры или падения спроса на принятый под реализацию товар.

4. Навязывание правил игры.

Данная тактика доступна при заметном превосходстве копании над конкурентами, связанным с монопольным положением, существенными недостатками в финансовой системе поставщика и т.д.

Заключение

Функционирование сложной системы финансового менеджмента предприятия, частью которой является управление кредиторской задолженностью, всецело зависит от слаженной и грамотной работы персонала. Наличие свободного капитала и минимальные издержки определяют скорость развития и роста предприятия.

Для организации системы управления задолженностью и развития самой компании важны все этапы: от анализа и планирования, до контроля своевременного поступления оплаты за реализованный товар, а также распределения средств по счетам кредиторских организаций.