Мировой внешний долг: ключевые факты и инсайты
Внешние займы и их влияние на экономику государства
Привлечение денежных средств посредством внешних займов – достаточно распространенная практика среди государственных экономических институтов. Внешние займы, привлекаемые от частных и государственных структур иностранного подданства, служат для улучшения финансовых показателей государства, формируя при этом внешний долг страны.
Международные заимствования способны как оздоровить экономику отдельно взятого государства, так и привести ее к серьезным проблемам и стать причиной кризиса. Государственная задолженность влияет на размеры гражданских налогов и является одной из причин снижения темпов экономического развития.
Понятие внешнего долга
Внешний долг формируется из-за привлечения заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и другие финансовые учреждения.
Формирование внешнего государственного долга осуществляется через операции на долговом рынке или посредством прямых займов. Облигации федерального займа и иные бумаги аналогичного типа считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер государственного долга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.
Положительные аспекты международных финансовых ресурсов
Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.
Однако обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.
Разновидности внешнего долга
Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:
- Корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов, выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные.
- Государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов.
- Текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев.
- Общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.
Краткосрочные и долгосрочные займы
Краткосрочные займы, как правило, менее выгодны для государства из-за высоких процентов и узких временных рамок. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом, именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.
Отличие государственного долга от внешнего
Государственный долг – это общая (совокупная) задолженность государства перед кредиторами, работающими на внутреннем и внешнем рынках. Внешний госдолг является составной частью госдолга в целом и объединяет задолженность и обязательства по выплате процентов, взятые государством в пользу иностранных финансовых структур.
Проблемы долговой нагрузки
Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Среди причин, делающих внешний долг государства обременительным, можно выделить:
- Доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника.
- Высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными.
- Возможность ущемления некоторых прав страны-заемщика.
- Снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.
Степень экономического влияния кредитора зависит от размера долга в процентном соотношении к ВВП. При достижении размера долга в 30% правительство ограничивается в новых займах на действующих условиях.
Страны с минимальным внешним долгом
Некоторые страны имеют минимальные или вообще отсутствующие внешние долги. Среди них выделяются Бруней, Макао и Республика Палау, где внешний долг составляет 0% от ВВП.
Характерные показатели внешнего госдолга
Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.
Механизмы регулирования размеров внешнего госдолга
Обслуживанием долга занимаются эксперты администрирования и мониторинга. Система выполняет регулирующие функции, затрагивая такие моменты как: величина долга и ее пороговые значения, условия предоставления денежных средств и разработка методов снижения долговой нагрузки путем погашения долга или его реструктуризации.
При правильном регулировании могут быть решены задачи по следующим направлениям: ограничение долговой нагрузки, снижение стоимости заимствований, увеличение гарантий исполнения взятых обязательств.
На текущий момент наибольшую задолженность имеет экономика Соединенных Штатов, страна должна кредиторам более $14,59 трлн. Суммарное значение мирового внешнего долга превышает $54 трлн.
```