Главная Бизнес Бюджетирование расходов
Бюджетирование расходов
Исследование финансового состояния предприятий продемонстрировало довольно значительное количество проблем, среди которых: низкий уровень доходности, неадекватная структура капитала, высокий уровень расходов. Эта совокупность проблем не могла не сказаться на рентабельности предприятий.

Высокую убыточность можно объяснить превышением размера расходов над величиной полученных доходов, то есть размер дохода не покрывает величину понесенных расходов во время операционного цикла изготовления продукции.

Учитывая вышесказанное, следует выяснить уровень и структуру операционных расходов, механизм управления затратами, принципы формирования себестоимости продукции и другие особенности деятельности предприятия, которые помогут понять, как улучшить деятельность, превращая предприятия из убыточных в прибыльные. Стоит повышенного внимания вопросы системы управления затратами, поскольку именно от эффективности этой системы зависит прибыльность предприятия.

В целях создания удобной формы представления управленческой информации, в том числе и по расходам, их размера, динамики и структуры, необходимо обратиться к такой форме, как бюджеты, которые способны охватить все важнейшие стороны деятельности предприятия.

стандарты бухгалтерского учетаНа современном этапе развития предприятий в основу системы управления затратами положены международные или отечественные стандарты бухгалтерского учета. Предприятиям, которые стремятся привлекать иностранных инвесторов, необходимо представлять финансовую отчетность в понятной для последних форме. Остальные предприятия, которые не стремятся иностранных инвестиций, могут использовать национальные стандарты бухгалтерского учета. Обычно экономисты предприятия пользуются стандартом бухгалтерского учета «Расходы».

Согласно ПБУ расходы, связанные с операционной деятельностью, которые не включаются в себестоимость реализованной продукции, делятся на административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы. Этой группе расходов уделяется не меньше внимания, чем расходам, формирующих производственную себестоимость, поскольку как первая, так и вторая группы издержек непосредственно касаются формирования цены.

Среди прочих операционных расходов следует выделить следующие:

  • себестоимость реализованных производственных запасов;
  • сомнительные (безнадежные) долги и потери от обесценивания запасов;
  • потери от операционной курсовой разницы (т.е. от изменения курса валюты по операциям, активам и обязательствам, которые связаны с операционной деятельностью предприятия);
  • расходы на обслуживание операционной аренды активов;
  • экономические санкции (штрафы, пени, неустойки);
  • денежная материальная помощь и льготные пенсии;
  • проездные билеты.

Кроме выше перечисленных расходов, следует остановиться на финансовых затратах. К финансовым расходам относятся расходы на проценты за пользование кредитами и т.п..

Для принятия решений требуется как развернутая, так и обобщенная информация

Без элементов планирования не может существовать ни одно предприятие. В целях создания удобной формы представления управленческой информации, в том числе и по расходам, их размера, динамики и структуры, необходимо обратить внимание на совокупность бюджетов, которые способны охватить все важнейшие стороны деятельности предприятия.

На предприятии практически все расходы обобщены в операционном бюджете

Рассмотрим строение операционного бюджета одного из украинских производственных предприятий. Рассмотрим основные статьи бюджета:

  • объем реализации без НДС (эти данные обычно поступают из бюджета сбыта продукции);
  • статьи расходов;
  • доход, который определяется как разность между объемом реализации без учета НДС и расходами;
  • чистая прибыль, который определяется вычитанием из валовой прибыли суммы налога на прибыль по ставке 25%;
  • маржинальный доход, который рассчитывается как разница между объемом реализации без НДС и затратами на основные материалы, химию и вспомогательные материалы.

раздел бюджетаНаибольшего внимания требует второй раздел бюджета, касающийся статей расходов. Первым пунктом является материалы, которые образуют сумму по статьям (основные материалы, химия, вспомогательные материалы и другие материалы). Цифра, заложенная по статье «Основные материалы», взята из бюджета основных материалов и сырья, которые определяются как сумма расходов на стеклотекстолит, препреги и другие основные материалы. Расходы на стеклотекстолит определяется как сумма произведений среднемесячной площади объема выпуска продукции в прошлом году на норму расходов и на цену за 1 м2 стеклотекстолита. Далее суммируются расходы на стеклотекстолит, препреги и другие вспомогательные материалы, определенные таким образом, как и расходы на стеклотекстолит.

Следующим видом затрат является химия. Принцип формирования цифры абсолютно аналогичный предыдущим видам материалов, то есть определяется как сумма произведений среднемесячной площади объема выпуска продукции в прошлом году на норму расходов и на цену за 1 кг химии на все виды продукции.

Последним видом расходов являются вспомогательные материалы. Цифра по этой строке определяется как сумма расходов на фоторезист и другие вспомогательные материалы. Расходы на фоторезист определяются как сумма произведений среднемесячной площади объемов выпуска продукции в прошлом году на норму расходов и на цену за 1 м2 фоторезист, для всех видов продукции. Аналогично определяются расходы на другие вспомогательные материалы.

Во второй строке указываются материалы, являющиеся суммой на следующие виды расходов: сверла и фрезы, обслуживание и текущий ремонт и т. д. Суммы на вышеперечисленные виды затрат определены эмпирическим путем в соответствии с прошлых периодов. К сожалению, пока не существует разработанных норм использования сверл, фрез и других материалов. Поэтому технологам предприятия для более точного расчета производственной себестоимости необходимо разработать нормы и на вид производственных расходов.

Третьей строкой является заработная плата с начислениями. Это фонд заработной платы всех категорий персонала на предприятии в целом по системе оплаты труда для рабочих.

Расходы по таким статьям, как амортизация, электроэнергия, газ, вода, арендная плата, командировочные, услуги связи, транспортные расходы, услуги банка, реклама и т.д. определяются на основе вывода среднемесячной цифры на эти виды расходов за прошедший календарный период.

услуги сторонних организацийПоследней статьей расходов являются услуги сторонних организаций. Для того, чтобы определить постоянные ежемесячные суммы платежей за различные виды услуг, необходимо составить реестр договоров, в которых содержатся суммы и даты оплаты этих сумм. Все платежи по этим договорам суммируются и делятся на двенадцать. Таким образом получим сумму, которую необходимо заложить в бюджет для ежемесячной выплаты.

В результате проведенного нами анализа фактическая цена предприятия с учетом всех без исключения затрат превышает рыночную, поэтому стоит сосредоточить внимание на поиске путей экономии именно тех статей расходов, которые являются наиболее значимыми в структуре затрат при производстве продукции. Анализе структуры плановой и фактической калькуляции позволяет определить, что производственная себестоимость составляет 92,08%, среди которых прямые материальные затраты — 40,71%, расходы на оплату труда основных рабочих — 8,37%, отчисления в различные социальные фонды — 3,15 %, а общепроизводственные расходы — 37,04%. Последняя цифра сразу настораживает, поскольку величина общепроизводственных расходов практически равна прямым материальным затратам. В то же время статья общепроизводственных расходов может служить резервом для сокращения издержек. Административные расходы составляют 6,81%, а затраты на сбыт — только 1,11%. Последние два вида расходов сведены практически к минимуму.

Выводы. Анализ систем управления затратами на предприятии, ее особенностей, которые продиктованы спецификой производства, продолжительностью операционного цикла и ассортиментом продукции, свидетельствует о ее информативность. Поскольку управлять большим информационным потоком достаточно сложно, то необходимо обратиться к такой форме представления управленческой информации, как бюджет. Также проанализированы операционные расходы, которые являются неотъемлемой составляющей цены произведенной продукции, и продемонстрировано, как работает операционный бюджет.
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков, комментарии модерируются.
Константин
Константин
13 апреля 2018 16:26
Согласны?
А я вообще не понимаю, как можно строить бизнес, бухгалтерию, отчетность без бюджета? Это - основа. Это то на чем все строится.
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.