Внешний долг стран мира

Внешний долг стран мира

Привлечение денежных средств посредствам внешних займов – достаточно распространенная практика среди государственных экономических институтов. Иностранный капитал служит для улучшения финансовых показателей государства, формируя при этом внешний долг страны. Международные заимствования способны как оздоровить экономику отдельно взятого государства, так и привести ее к серьезным проблемам и стать причиной кризиса. Государственная задолженность влияет на размеры гражданских налогов и является одной из причин снижения темпов экономического развития.

Что такое внешний долг

Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

Основные разновидности внешнего долга

Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:

  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

Чем госдолг отличается от внешнего долга

Чем госдолг отличается от внешнего долга
Различить два представленных понятия несложно, под госдолгом понимается общая (совокупная) задолженность государства перед кредиторами, работающими на внутреннем и внешнем рынках. При определении размера государственного долга страны не учитываются средства, одолженные самим государством. Задолженность перед государственными институтами не влияет на отчетные показатели госдолга.

Соответственно внешний госдолг является составной частью госдолга в целом. Данное понятие объединяет задолженность и обязательства по выплате процентов, взятые государством в пользу иностранных финансовых структур. На большую часть мирового государственного долга имеют права такие организации как:

  • МВФ;
  • МБРиР;
  • ЕБРиР;
  • АВФ и т.д.

Первые две структуры являются основными кредиторами большинства существующих в мире государств. Деятельность представленных организаций не ограничивается предоставлением займов, в их интересах проведение структурных корректировок экономик стран претендентов на получение средств. Кроме процентов по государственному долгу, банк развития и реконструкции, также, как и валютный фонд, получают возможность внедрения в иностранную систему собственных сотрудников для управления и изменения основных экономических и социальных моделей.

Такие организации как арабский валютный фонд или ЕБРиР, имеют схожий функционал и возможности, но работают на меньшей территории ограниченной национальными, экономическими интересами. Следует упомянуть неформальные структуры решающие вопросы финансового характера на мировом уровне, не имея статуса международной финансовой организации.

К таковым можно отнести Лондонский и Парижский клубы, первый создан банками, второй объединяет правительства стран с наиболее развитыми экономиками. В частном порядке, на заседаниях клубов может решаться судьба внутреннего или внешнего долга страны, на условиях, устраивающих стороны или одну из сторон встречи. Обязательное соответствие условий сделки общечеловеческим принципам морали, не гарантируется.

Проблемы долговой нагрузки

Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:

  • доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
  • высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
  • возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
  • снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.

Степень экономического влияния кредитора зависит от размера долга в процентном соотношении к ВВП. При достижении размера долга в 30%, правительство ограничивается в новых займах на действующих условиях. Одним из чаще предпринимаем шагов кредитора является увеличение процента собственного вознаграждения, то есть кредитные программы становятся дороже.

Проблемы долговой нагрузкиВ момент, когда экономика заемщика достигает определенных «низов», международный фонд предлагает собственного специалиста, для консультации ведущих экономических управленцев должника, допустивших возникновение существующих проблем. Кроме этого внешний государственный долг оказывает прямое влияние бюджет, провоцируя возникновение дефицита. Недостаточный объем капитала в экономике, определяет новые займы как необходимость.

Население страны, попавшей в «долговой замкнутый круг» ощущает на себе ценовое давление и вынуждено платить по завышенным налоговым ставкам, а также покупать дорогие продукты. Следующим шагом правительства станет девальвация национальной валюты, как правило именно это рекомендуют международные эксперты, работающие при правительстве по кредитному контракту. Подобная ситуация создает опасную социальную обстановку, в стране могут начаться массовые беспорядки граждан, потерявших возможность жить прежней жизнью.

Страны с самым маленьким внешним долгом

СтранаВнешний долг (млн. долларов)Внешний долг к ВВП (%)
Бруней00
Макао00
Республика Палау00
Экваториальная Гвинея1741
Алжир3 3892
Иран15 6404
Нигерия15 7305
Фиджи1275
Гаити4287
Азербайджан6 0598,2

Характерные показатели внешнего госдолга

Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:

  • объем долга по отношению к ВВП;
  • баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
  • индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
  • уровень ликвидности и возможность платить.

Многие кредиторы считают важнейшим, показатель отношения долга к размеру ВВП. Также важен показатель долг/экспортная прибыль. При росте показателя выше 275% может быть запущена процедура списания долгов с государства. Рост данного показателя приводит к изменению условий выдачи займов.

Механизмы регулирования размеров внешнего госдолга

Обслуживанием долга занимаются эксперты администрирования и мониторинга. Система выполняет регулирующие функции затрагивая такие моменты как: величина долга и ее пороговые значения, условия предоставления денежных средств и разработка методов снижения долговой нагрузки путем погашения долга или его реструктуризации.

При правильном регулировании могут быть решены задачи по следующим направлениям:

  • ограничение долговой нагрузки;
  • снижения стоимости заимствований;
  • увеличение гарантий исполнения взятых обязательств.

Механизмы регулирования размеров внешнего госдолгаК используемым методам можно отнести управление длительностью кредитного договора, реструктуризацию внешнего государственного долга и переход на более выгодные программы, и т.д. Различают три основных системы погашения долга: финансовая – работает от реализации проектов и получения дополнительной прибыли; бюджетная – исполнение долговых обязательств за счет средств государственного бюджета. Также может применяться комбинированная система.

Расчеты долга чаще всего проводятся в долларах США, допустимо использование национальной валюты или одной из валют, формируемых общую внешнюю задолженность. Для получения более точных показателей, применяется процентная система. На текущий момент, наибольшую задолженность имеет экономика Соединенных Штатов, страна должна кредиторам более $14,59 трлн. Суммарное значение мирового внешнего долга превышает $54 трлн, именно столько страны должны фондам и прочим международным кредиторам.

Список стран по внешнему долгу

Место в мире
Страна
Процент долга от ВВП
1Япония250.91
2Ливан147.62
3Италия131.71
4Эритрея127.5
5Португалия127.33
6Кабо-Верде122.25
7Бутан122.12
8Ямайка116.07
9США107.48
10Барбадос106.58
11Бельгия106.52
12Гамбия99.24
13Ливия98.94
14Франция98.84
15Испания98.47
16Сингапур97.93
17Мальдивы95.84
18Кипр95.32
19Ирак95.22
20Мавритания94.58
21Сан-Томе и Принсипи93.77
22Украина92.31
23Белиз92.04
24Бахрейн92.01
25Канада90.56
26Хорватия88.99
27Египет88.82
28Антигуа и Барбуда88.08
29Великобритания87.92
30Сент-Люсия87.87
31Иордания87.45
32Ирландия84.6
33Австрия83.85
34Мозамбик82.02
35Словения81.78
36Сент-Винсент и Гренадины81.73
37Доминика81.28
38Бразилия80.49
39Гренада78.26
40Сербия77.94
41Черногория76.99
42Шри-Ланка74.83
43Венгрия74.46
44Киргизия73.52
45Гана72.21
46Тринидад и Тобаго69.4
47Республика Конго68.99
48Беларусь68.89
49Ангола68.65
50Албания67.77
51Израиль67.69
52Багамские Острова67.56
53Малави67.45
54Финляндия66.25
55Лаос66.11
56Германия65.88
57Индия65.56
58Нидерланды64.89
59Вьетнам64.82
60Уругвай64.01
61Марокко63.97
62Пакистан63.66
63Того63.13
64Сальвадор61.79
65Джибути61.33
66Аргентина60.87
67Мальта60.78
68Тунис59.27
69Эфиопия59.03
70Замбия58.61
71Лесото58.5
72Сейшельские Острова58.49
73Йемен58.15
74Пуэрто-Рико57.7
75Маврикий57.56
76Самоа57.01
77Катар56.38
78Сенегал56.22
79Сент-Китс и Невис55.98
80Малайзия54.96
81Кения54.96
82Мексика54.89
83Зимбабве54.89
84Таджикистан54.43
85Гайана54.1
86Польша52.85
87Исландия52.63
88Судан52.43
89Сьерра-Леоне52.14
90Центральноафриканская республика52.11
91Южно-Африканская Республика52.11
92Словакия51.89
93Гондурас49.76
94Габон49.52
95Китай49.32
96Армения48.93
97Боливия48.28
98Колумбия47.99
99Нигер47.85
100Дания47.73
101Либерия47.65
102Коста-Рика47.34
103Гвинея-Бисау45.83
104Молдова45.02
105Гвинея44.71
106Босния и Герцеговина44.5
107Таиланд44.49
108Фиджи44.18
109Швейцария44.12
110Азербайджан43.8
111Руанда43.27
112Суринам43.07
113Папуа — Новая Гвинея42.71
114Танзания42.58
115Швеция41.9
116Оман41.7
117Литва41.42
118Камерун41.33
119Чехия40.97
120Бенин40.63
121Румыния40.21
122Уганда40.16
123Австралия39.96
124Македония39.67
125Грузия38.77
126Чад38.46
127Мадагаскар38.11
128Эквадор37.89
129Вануату37.79
130Южная Корея37.45
131Панама37.41
132Тайвань37.3
133Бурунди36.96
134Республика Гаити36.21
135Мали36.07
136Доминиканская Республика35.85
137Латвия34.67
138Бангладеш34.18
139Филиппины33.79
140Тувалу33.32
141Буркина-Фасо33.01
142Камбоджа33.01
143Маршалловы Острова32.5
144Мьянма32.24
145Никарагуа32.16
146Намибия31.82
147Кот-д’Ивуар31.47
148Болгария30.62
149Южный Судан30.47
150Коморские Острова29.59
151Непал29.45
152Турция29.2
153Новая Зеландия29.02
154Индонезия28.4
155Норвегия27.94
156Парагвай27.28
157Экваториальная Гвинея27.25
158Венесуэла27.13
159Саудовская Аравия25.77
160Перу25.48
161Микронезия25.25
162Туркменистан24.54
163Алжир24.45
164Косово24.36
165Гватемала24.28
166Свазиленд22.77
167Чили22.51
168Демократическая Республика Конго22.18
169Люксембург22.13
170Кувейт22.08
171Сан-Марино21.57
172Кирибати20.77
173Казахстан20.46
174Объединённые Арабские Эмираты19.71
175Россия19.43
176Иран17.71
177Узбекистан15.19
178Нигерия13.98
179Ботсвана11.83
180Соломоновы Острова10.07
181Эстония9.16
182Афганистан8.01
183Бруней3.52
184Гонконг0.06
185Макао0




Комментарии 3
Долги, внешние ли, внутренние ли- надо отдавать. Вот что их объединяет. Вопрос только в том, как это отразится на обычных людях, и стоило ли оно того. А это, как всегда, под завесой тайны.
Velga /
Удивило, что Сингапур по внешнему долгу тоже верхние строчки занимает. Тем не менее на развитии государство это не сказывается отрицательно. Хотя не известно, что произойдет завтра.
Selena /
Velga,
А Япония вообще феномен. И как-то же существует там экономика, и кредиторы не вмешиваются в политику страны.