Регуляторы согласовали ограничения стоимости базовых продуктов

3 марта 202249 776

Торговые сети приняли рекомендации регуляторов по ограничению наценки в 5% на ряд социально значимых продуктов питания. В список входят овощи, молочная продукция, сахар и хлебобулочные изделия, а конкретные позиции сети выберут самостоятельно. В условиях растущей инфляции подобные ограничения могут распространить и на другие категории, ожидают эксперты.

Минсельхоз, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минпромторг и торговые сети согласовали параметры «добровольных ограничений» наценок на отдельные товары. Об этом 1 марта сообщил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.

Ограничения коснутся овощей «борщевого набора» (свекла, морковь, капуста, картофель, лук), молочной продукции (молоко, кефир, творог, сливочное масло), сахара, хлеба и булочных изделий недлительного хранения.

Предельный размер наценки — 5%. В ФАС уточнили, что «О’Кей» и «Магнит» вводят ограничения с 1 марта, Auchan — с 3 марта. О других ритейлерах служба не сообщала. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») инициативу пока не комментировали.

О планах ограничить наценки в 10% на социально значимые продукты крупнейшие ритейлеры, в том числе X5 и «Магнит», сами заявили в начале 2023 года. Но в феврале стало известно, что регуляторы рассчитывают снизить этот параметр до 5%. В Минсельхозе опасались, что рост стоимости на овощи открытого грунта, молочную продукцию, хлеб и сахар по итогам года превысит 10%.

Как рассказал источник, знакомый с рекомендациями, конкретные позиции и бренды для ограничения наценок сети выберут самостоятельно. В перечень должны попасть один или два бренда, наиболее популярных в категории. Собственные торговые марки сетей под ограничения помещать нельзя. Также ритейлеры обязаны гарантировать наличие выбранных брендов на полках. Перечень может быть плавающим и индивидуальным для разных точек.

Другой собеседник уточняет, если до принятия обязательств на определенные позиции наценка была ниже 5%, то соглашение не должно привести к росту показателя и стоимости товаров. По его словам, сети отметят выбранные бренды специальными ценниками, возможно с этикеткой «социальный товар», как предлагает ФАС. Ритейлерам также рекомендовано ежемесячно отчитываться о соблюдении договоренностей, а ФАС оставляет за собой право отслеживать уровень цен, а также запрашивать подтверждающую документацию. В Минпромторге заявили, что конкретные параметры ограничений будут раскрыты позже.

Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble) Алексей Поповичев отмечает, что текущая ценовая ситуация в связи с высокой волатильностью курсов валют может развиваться нелинейно и ограничение наценки не снимает всех сложностей. Производители, у которых значительную часть себестоимости сырья занимает импорт, будут вынуждены повышать цену, и поставщикам с торговыми сетями необходимо продумать, как сдерживать чрезмерный рост стоимости продуктов, указывает господин Поповичев.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не видит в добровольном ограничении наценок дополнительных рисков для поставщиков. По его словам, ритейлеры, подписав соглашение с участием регуляторов, заинтересованы в партнерстве и стабильности поставок, потому не будут перекладывать на производителей дополнительные обязательства. Как отмечает господин Бурмистров, вариант с ограничением наценки более гибок, чем применявшиеся в прошлом году соглашения о фиксации оптовых и розничных цен на сахар и подсолнечное масло, а также более адекватен текущим нестабильным условиям. Активизация инфляционных процессов и невозможность госрегулирования цен будут стимулировать расширение практики таких соглашений и по другим позициям и категориям, прогнозирует эксперт.

Обсудить в комментариях (0)
Нравится: +31094
Новое на сайте:
Как налоговая политика формирует корпоративные финансы: экспертный анализ
24 августа 20231 252
Этот материал исследует, как изменения в налоговой политике влияют на корпоративные финансы, и делает акцент на...
Как оценить финансовое здоровье компании? Глубокое погружение в ключевые показатели
24 августа 20231 483
Эта статья представляет собой глубокое погружение в мир финансовых показателей, которые определяют здоровье компании....
Что такое IPO и как это влияет на финансовый рынок
18 июня 20231 464
В этой статье мы рассматриваем понятие IPO, его важность для финансового рынка и последствия для компании, проводящей...
Этичное инвестирование: Как сочетать прибыль с ответственностью
18 июня 20231 540
Эта статья погружает вас в концепцию этичного инвестирования. Вы узнаете о его принципах, практике и значении в...
Искусство в качестве инвестиции: картина нового мира финансов
10 июня 20231 384
Эта статья представляет альтернативный взгляд на инвестирование, фокусируясь на инвестициях в искусство. Мы...