Цены на бензин в 2020 году: официальный прогноз и мнения экспертов

9 декабря 20191 488

Повышение стоимости бензина затрагивает интересы не только владельцев личных авто. Подорожание влечёт за собой рост себестоимости промышленных и продовольственных товаров. Увеличиваются транспортные расходы, торговые точки вынуждены делать ценовые поправки, чтобы компенсировать возросшие затраты, в результате столь непопулярной меры снижается товарооборот. Общественному транспорту также требуется топливо, возрастает вероятность подорожания проезда.

В одну из самых экономически незащищённых категорий попадают представители малого и среднего бизнеса, сотрудничающие с ними лица: юристы, экспедиторы. Терпят убытки отрасли, непосредственно связанные с транспортировкой: логистика, доставка грузов, пассажирские перевозки. Эксперты и аналитики пытаются спрогнозировать, насколько вероятна такая ситуация в 2020 году.

Стоимость бензина определяют следующие факторы:

  • объёмы добычи нефти;
  • ситуация на рынке сбыта и переработки;
  • расстояние между нефтяной скважиной, перерабатывающим предприятием и АЗС;
  • правительственные меры, направленные на предотвращение неконтролируемого роста цен на топливо;
  • налоговая политика.

Согласно общемировым тенденциям, конкуренция в нефтяной отрасли невысока. В ряде стран добыча монополизирована или полностью подконтрольна государственным структурам. Обратная сторона – недостаток стимулов для развития: снижается объём, устаревает оборудование и технологии, закрываются предприятия. Владелец компании не в праве самостоятельно принимать решение об экспорте нефтепродукции, основываясь исключительно на экономических преимуществах, зачастую на внутреннем рынке также действуют определённые ограничения. Из-за разницы между отпускной и розничной ценой, упущенной прибыли у компании сокращаются шансы на выживание.

Динамика цен на бензин в России

динамика цен на бензин в россии

Факт нерыночного вмешательства приводит к непредсказуемым результатам, например, к внезапному подорожанию дизельного топлива. Это экономический удар по государственному бюджету: сельскохозяйственная и некоторые промышленные отрасли превращаются из прибыльных в дотационные, в том числе терпит убытки и сама нефтеперерабатывающая отрасль, в которой широко используется дизтопливо.

Играет роль географическое положение. На севере Европы стоимость заправки авто на порядок выше, чем в регионах Средиземноморья. В то же время, северные районы менее подвержены колебанию цен: резкие изменения себестоимости нефти вдвое незначительнее для жителей Скандинавии. Сказывается удалённость АЗС от производственных предприятий и центров транспортной активности. Транспортировка бензина на большие расстояния увеличивает его же расход. В то же время, аренда площади в небольших населённых пунктах, расположенных вдали, зачастую ниже, чем в областных центрах – сети заправок могут себе позволить снизить цену.

На правах монополиста государство регулирует процесс ценообразования. Это необходимая мера, так как стоимость бензина прямо или косвенно затрагивает практически все сферы жизнедеятельности страны. Ценовая политика ориентируется на сдерживание расценок. Как показывает опыт Европы, США, Ирана, подорожание приводит к снижению оборота, деменции в других отраслях и массовым беспорядкам сторонников теории мирового заговора: непопулярная мера не оправдывает себя на практике.

Официальные прогнозы на 2020 год

Аналитики настроены не очень оптимистично относительно победы властей над топливной инфляцией – слишком много факторов противостоит громким обещаниям удешевить бензин. Необходимо принять во внимание курс валют. Влияние общей инфляции на мировой рынок нефти и её производных нельзя недооценивать. Правительство отдельно взятой страны не всегда способно урегулировать процесс в пользу своих граждан.

Одно из возможных решений – повышение НДС, в начале 2020 года налог был повышен на 2%. Как полагают аналитики, при наблюдающемся росте инфляции на 4-5%, этот шаг приводит к незначительному удорожанию, но не спасает ситуацию. Согласно постановлениям, недавно принятые меры ориентированы на всё возможное для сдерживания инфляции. Несмотря на усилия властей, незначительная конкуренция на нефтяном рынке сбыта всё же имеет место быть. Автозаправки отстаивают место под солнцем, контролировать ценовую политику каждой торговой точки крупной сети порой проблематично даже для её владельца.

Искусственное снижение также не всегда благоприятно для экономики. В России себестоимость нефтепродуктов не превышает 30% розничной цены, в то время как налоги и акцизный сбор составляют 50%, прибыль реализаторов на законодательном уровне ограничивается 20 процентами. В итоге незначительное экономическое достижение грозит обернуться крупными потерями. Как ни парадоксально, попытка искусственно снизить цену приводит к её повышению – таковы каноны экономики. Власти Китая стараются предоставить торговле бензином максимальную свободу действий на внутреннем рынке, чтобы приблизить цены к мировым стандартам. В качестве альтернативного решения специалисты акцентируют на популяризации малолитражного частного транспорта.

Олигополия продолжает оставаться определяющим фактором. Немногочисленные нефтяные компании задают курс развития, барьеры для вхождения новичков в заманчивую отрасль непомерно высоки. Преднамеренное снижение стоимости готового продукта заранее вытесняет потенциальных конкурентов, способных привнести в отрасль инновационные технологии, свежие данные о месторождениях, торговые схемы. Сведенный к минимуму фактор конкуренции тормозит прогресс развития отрасли в целом.

Ради поддержания стабильности цен на автозаправках государственные власти увеличивают объёмы экспорта, издают непопулярные указы, сокращают дешёвый импорт. Один из российских проектов «Стратегия-2020» базируется на сокращении частного автотранспорта. По мнению экспертов, внедрение программы приведёт к повышению сбора на содержание автомагистралей в надлежащем состоянии, налога на добычу, компенсации со стороны водителей на повышение акциза бензозаправок, но не к снижению цен на топливо. Стоимость каждого литра может повыситься не более, чем на 10-15 рублей, что откровенно несоразмерно запасам нефти и количеству функционирующих предприятий по переработке. Условия программы могут варьироваться в зависимости от мирового курса валют, стабильность которого сегодня не может гарантировать ни один эксперт.

Россию ожидает резкий спад на покупку автомобилей. Этот среднегодовой показатель отчасти скрасится отрицательным уровнем прироста населения и сезонным колебаниям: в период отпусков мобильность граждан и гостей значительно увеличивается. Цены на АИ-95 и АИ-98 приятно удивили: их рост оказался ниже предполагаемого 1%, расценки на дизельное топливо варьировались в течение года несколько раз. Колебания вызваны нестабильностью стоимости барреля нефти на мировом рынке.

Новшества в законодательствах принесли определённые преимущества автомобилистам. Ответственность за качество поставляемого топлива со стороны АЗС возрастает. В расчёт демпферных компенсаций включены поправки на предполагаемую инфляцию в 2020 году. Учтены и исправлены недостатки прошлого года: на практике выяснялось, что демпферный закон порой не только не отстаивает интересы автомобилистов, но напротив – бьёт по их кошельку вопреки снижению сезонной себестоимости добычи нефти. Коррекция формулы позволила сбалансировать скачкообразность изменения котировок, привести расценки в соответствие с ситуацией на внутреннем рынке. В результате удалось стабилизировать цены на дизельное топливо.

Диапазон тарифов нефтяных компаний остаётся стабильным более года – 60-65 USD за баррель. Этот показатель даёт основания не опасаться очередного скачка цен. Тем не менее, по мнению некоторых специалистов, топливная инфляция продолжает давать о себе знать, хотя динамика свидетельствует о том, что стоимость дизельного топлива и популярных среди автолюбителей марок бензина не выйдет за её предполагаемые пределы.

2020 год может стать переломным для ценообразования на нефтепродукты. Следуя экономическим тенденциям в мире, правительства ряда стран пересматривают политику государственной монополизации нефти. Предполагается, что конкуренция между частными предприятиями оздоровит систему ценообразования, повысит эффективность отрасли. Вопрос лишь в том, будут ли приняты соответствующие указы и каким окажется переходный период. В наиболее благоприятном случае у экспертов есть основания ожидать кратковременного и незначительного повышения цен. Мир экспертов замер в ожидании и пока затрудняется предлагать какой-либо прогноз.

Обсудить в комментариях (0)
Нравится: +3
Новое на сайте:
Как налоговая политика формирует корпоративные финансы: экспертный анализ
24 августа 20231 140
Этот материал исследует, как изменения в налоговой политике влияют на корпоративные финансы, и делает акцент на...
Как оценить финансовое здоровье компании? Глубокое погружение в ключевые показатели
24 августа 20231 296
Эта статья представляет собой глубокое погружение в мир финансовых показателей, которые определяют здоровье компании....
Что такое IPO и как это влияет на финансовый рынок
18 июня 20231 263
В этой статье мы рассматриваем понятие IPO, его важность для финансового рынка и последствия для компании, проводящей...
Этичное инвестирование: Как сочетать прибыль с ответственностью
18 июня 20231 346
Эта статья погружает вас в концепцию этичного инвестирования. Вы узнаете о его принципах, практике и значении в...
Искусство в качестве инвестиции: картина нового мира финансов
10 июня 20231 235
Эта статья представляет альтернативный взгляд на инвестирование, фокусируясь на инвестициях в искусство. Мы...