Прожиточный минимум пенсионера в 2019 году

Прожиточный минимум пенсионера в 2019 году

Один из важнейших экономико-социальных показателей, известный как прожиточный минимум, в 2019 году имеет несколько значений, применяемых для расчетов зарплат и пособий определенных категорий граждан, в том числе пенсионеров. Для определения размера используется совокупность стоимости отдельных видов товаров и услуг, условно объединенных термином – потребительская корзина.


Являясь динамическим показателем, прожиточный (ценовой или потребительский) минимум пенсионера подлежит регулярному перерасчету и индексации, в зависимости от изменения стоимости факторов, участвующих в формировании данного показателя. Определение минимального порога достатка в 2019 году осуществляется на федеральном уровне, путем подписания, соответствующего ФЗ или указа. Допускаются региональные корректировки с учетом экономических особенностей конкретной территории или субъекта федерации.

На что влияет ПМ пенсионера

Если показатель ПМ в 2019 году рассчитывается на основании стоимости потребительской корзины, то сама основа расчетов является совокупностью средних цен на первостепенные товары и услуги. В число учитываемых минимальных факторов потребительского благополучия входят:

  1. медикаменты;
  2. услуги ЖКХ;
  3. продукты питания;
  4. бытовые и гигиенические товары.

Для расчетов прожиточной нормы пенсионера Минтруда использует статистические данные учитывающие среднюю стоимость указанных факторов за предыдущий отчетный квартал. Используемые данные после анализа и изучения ложатся в основу законопроекта рассматриваемого и утверждаемого на федеральном уровне.

Средняя пенсия в России
Представителями федеральной власти на местах (региональные чиновники министерства) осуществляется самостоятельный анализ поступающих данных, отражающих ситуацию в конкретном субъекте или регионе. Таким образом формируется местный прожиточный минимум для лиц пенсионного возраста, который по нормам 2019 года не может быть меньше значения, утвержденного федеральными властями. Финансирование выплат и программ, зависимых от показателя осуществляется из федерального бюджета. Затраты, связанные с установленными надбавками и индексацией ПМ местными властями, ложатся на муниципальный бюджет.

С первых дней 2019 года в законную силу вступил приказ о повышении прожиточного минимума для пенсионеров с учетом роста цен и инфляции за последний квартал 2018 года. В целом, ПМ разделяют на три различных типа, среди которых:

  1. общий;
  2. детский;
  3. пенсионный.

Наименьший размер, как правило присущ прожиточному минимуму пенсионера, это связано с наличием дополнительных льгот, в частности регламентирующих меньшую стоимость коммунальных услуг и т.д. В целом, в 2019 году государство предоставляет пенсионерам следующие льготы, учитываемые при расчете прожиточного минимума:

  • компенсации расходов на стационарную телефонную связь;
  • право бесплатного проезда в городском, пригородном и междугороднем транспорте;
  • скидки на услуги ЖКХ;
  • льготное или бесплатное обеспечение медикаментами;
  • дополнительное медицинское страхование (некоторые категории пенсионеров).

Важность ПМ для экономики страны

Каждый из типов ПМ используется при осуществлении соответствующих расчетов и определении размеров основных социальных пособий и выплат. Также показатель отражается в бюджетных документах и учитывается при планировании госбюджета на следующий финансовый год.
Непосредственно прожиточный минимум российского пенсионера требуется в 2019 году при определении минимального размера социальных пенсий, дополнительных выплат пенсионерам и лицам, имеющим аналогичные права.
Еще весной 2018 года правительство определило, что работодатель не может выплачивать заработную плату в размере меньшем установленного на текущий момент ПМ. В 2019 году к общефедеральному прожиточному минимуму (11280) осуществлена привязка МРОТ. Размер ПМ для лиц, получающих пенсионные выплаты установлен в сумме 8538 рублей. Для сравнения: прожиточный (потребительский) минимум пенсионера в первой половине 2018 года составлял 8270 рублей, что на 3,7% ниже текущего показателя.

Экономисты отмечают повышение размера минимального потребительского показателя для лиц пенсионного возраста в среднем на 3% в месяц. Также некоторые аналитики не уверены в достоверности статистических данных касательно стоимости потребительской корзины и считают данный показатель искусственно заниженным. Причинами манипуляций с ценовыми уровнями называются дополнительные бюджетные расходы, связанные с увеличением минимальных пороговых значений при расчете социальных выплат и пенсий.

Прожиточный минимум пенсионера в Москве

Прожиточный минимум пенсионера в Москве
Уровень жизни москвичей считается наиболее высоким в сравнении с гражданами, проживающими в иных регионах России. Соответственно в городе федерального значения наблюдаются цены выше средних, что предусматривает увеличение размеров основных социально значимых показателей, в числе которых и прожиточный минимум пенсионера. В 2019 году для столичных пенсионеров установлен ПМ в сумме – 12 115 руб.

Кроме основных выплат, рассчитываемых на основе ПМ и с учетом базовых критериев, москвичи, прожившие в столице 10 лет после выхода на пенсию, имеют право на надбавки, финансируемые из местного бюджета. На конец 2018 года, средняя московская пенсия зарегистрирована в размере 17 500р. Кроме денежных выплат, лица пенсионного возраста имеют ряд льгот, размер (денежный эквивалент) которых определяется также на базе утвержденного прожиточного минимума пенсионера.

В соответствии с действующим ФЗ, пенсионер имеет право на дополнительное денежное довольствие, которое при необходимости может быть заменено натуральными льготами, в числе которых:

  • бесплатный проезд в транспорте различного следования (город, пригород, межгород);
  • санаторно-курортное лечение (при наличие медицинских показаний);
  • субсидирование расходов на оплату услуг ЖКХ;
  • скидки и компенсации услуг телекоммуникационных компаний;
  • лечение и протезирование зубов;
  • покупка медикаментов и гигиенических средств.

Также для пенсионеров предусмотрены определенные налоговые послабления, касающиеся использования транспортных средств, земельных участков, недвижимости и т.д.

Таблица прожиточного минимума пенсионеров по регионам

РегионМинимальная пенсия в рубляхЗаконодательный акт
Чукотский АО19000 
Ненецкий АО1795629 окт 2018 г. N 6-ОЗ
Камчатский край1654327 сен 2018 г. N 250
Магаданская область154601 ноя 2018 г. N 2305-ОЗ
Республика Саха (Якутия)1395119 окт 2018 г. 2050-З N 11-VI
Ямало-Ненецкий АО134252 окт 2018 г. N 60-ЗАО
Мурманская область1267426 окт 2018 г. N 2295-01-ЗМО
Сахалинская область1233311 декя 2018 г. N 73-ЗО
город Москва1211531 окт 2018 г. N 22
Ханты-Мансийский АО (Югра)1217617 окт 2018 г. № 69-оз
Хабаровский край1089524 окт 2018 г. N 371
Архангельская область10258 
Республика Коми1074229 окт 2018 г. № 77-РЗ
Московская область9908 
Приморский край998830 окт 2018 г. N 365-КЗ
Еврейская АО916625 окт 2018 г. N 316-ОЗ
Тверская область884626 окт 2018 г. N 47-ЗО
Республика Карелия884622 окт 2018 г. N 2286-ЗРК
Вологодская область88465 дек 2018 г. N 4450-ОЗ
Калининградская область884619 ноя 2018 г. N 224
город Санкт-Петербург8846  
Ленинградская область8846 
Новгородская область88469 окт 2018 г. N 315-ОЗ
Псковская область88067 ноя 2018 г. N 1886-ОЗ
Республика Ингушетия884626 окт 2018 г. N 43-РЗ
Кабардино-Балкарская Республика88461 окт 2018 г. N 24-РЗ
Свердловская область88466 ноя 2018 г. N 126-ОЗ
Тюменская область884625 окт 2018 г. N 101
Республика Бурятия884631 окт 2018 г. N 136-VI
Республика Тыва884630 ноя 2018 г. N 448-ЗРТ
Красноярский край884623 ноя 2018 г. N 6-2201
Забайкальский край884615 ноя 2018 г. N 1653-33K
Амурская область884631 окт 2018 г. N 256-ОЗ
город Байконур8846 
Новосибирская область881431 окт 2018 г. № 304-ОЗ
Иркутская область884130 окт 2018 г. N 82-ОЗ
город Севастополь884217 дек 2018 г. N 463-ЗС
Чеченская Республика87355 дек 2018 г. N 59-РЗ
Республика Дагестан868030 окт 2018 г. N 63
Смоленская область882525 окт 2018 г. N 105-з
Курганская область875030 окт 2018 г. N 118
Тульская область865825 окт 2018 года N 90-ЗТО
Воронежская область875029 окт 2018 г. N 138-ОЗ
Липецкая область8620 
Карачаево-Черкесская Республика884629 окт 2018 г. N 67-РЗ
Курская область860031 окт 2018 г. N 61-ЗКО
Республика Алтай871220 ноя 2018 года N 74-РЗ
Челябинская область869130 окт 2018 г. N 804-ЗО
Томская область879513 ноя 2018 года № 128-ОЗ
Орловская область87306 ноя 2018 г. N 2283-ОЗ
Костромская область863019 окт 2018 года N 469-6-ЗКО
Калужская область870831 окт 2018 г. N 397-ОЗ
Республика Хакасия878210 дек 2018 года № 66-ЗРХ
Алтайский край86692 ноя 2018 г. N 91-ЗС
Краснодарский край865730 окт 2018 года N 3882-КЗ
Волгоградская область856923 окт 2018 года N 115-ОД
Республика Крым8370 
Пермский край85391 ноя 2018 года N 299-ПК
Удмуртская Республика850228 сен 2018 г. N 52-РЗ
Рязанская область856831 окт 2018 года N 65-ОЗ
Ростовская область8488 
Омская область84805 окт 2018 г. N 2102-ОЗ
Кировская область847427 сен 2018 г. N 182-ЗО
Ульяновская область847429 окт 2018 г. N 110-ЗО
Ивановская область8576 
Владимирская область852624 окт 2018 г. N 94-ОЗ 
Брянская область852324 сен 2018 г. N 72-З
Самарская область841331 окт 2018 г. N 85-ГД
Кемеровская область838729 окт 2018 года N 80-ОЗ
Республика Башкортостан8645 
Республика Татарстан823225 сен 2018 г. N 59-ЗРТ
Республика Мордовия852231 окт 2018 г. N 80-З
Ярославская область816331 окт 2018 г. N 51-з
Республика Адыгея813831 окт 2018 года N 177
Ставропольский край82972 ноя 2018 года N 91-кз
Нижегородская область81022 октября 2018 г. N 88-З
Республика Северная Осетия-Алания84556 ноября 2018 г. N 84-РЗ
Оренбургская область825225 октября 2018 г. N 1284/344-VI-ОЗ
Республика Марий Эл81911 ноября 2018 года N 53-З
Белгородская область801627 ноября 2018 года N 310
Саратовская область827826 октября 2018 г. N 99-ЗСО
Астраханская область835226 октября 2018 года N 101/2018-ОЗ
Чувашская Республика795319 октября 2018 года N 65
Пензенская область840425 сентября 2018 года № 3243-ЗПО
Республика Калмыкия808126 сен 2018 г. N 6-VI-З
Тамбовская область78116 ноября 2018 г. N 283-З
Федеральный ПМП8846