Прожиточный минимум пенсионера в 2019 году
Один из важнейших экономико-социальных показателей, известный как прожиточный минимум, в 2019 году имеет несколько значений, применяемых для расчетов зарплат и пособий определенных категорий граждан, в том числе пенсионеров. Для определения размера используется совокупность стоимости отдельных видов товаров и услуг, условно объединенных термином – потребительская корзина.Являясь динамическим показателем, прожиточный (ценовой или потребительский) минимум пенсионера подлежит регулярному перерасчету и индексации, в зависимости от изменения стоимости факторов, участвующих в формировании данного показателя. Определение минимального порога достатка в 2019 году осуществляется на федеральном уровне, путем подписания, соответствующего ФЗ или указа. Допускаются региональные корректировки с учетом экономических особенностей конкретной территории или субъекта федерации.
На что влияет ПМ пенсионера
Если показатель ПМ в 2019 году рассчитывается на основании стоимости потребительской корзины, то сама основа расчетов является совокупностью средних цен на первостепенные товары и услуги. В число учитываемых минимальных факторов потребительского благополучия входят:- медикаменты;
- услуги ЖКХ;
- продукты питания;
- бытовые и гигиенические товары.
Для расчетов прожиточной нормы пенсионера Минтруда использует статистические данные учитывающие среднюю стоимость указанных факторов за предыдущий отчетный квартал. Используемые данные после анализа и изучения ложатся в основу законопроекта рассматриваемого и утверждаемого на федеральном уровне.

Представителями федеральной власти на местах (региональные чиновники министерства) осуществляется самостоятельный анализ поступающих данных, отражающих ситуацию в конкретном субъекте или регионе. Таким образом формируется местный прожиточный минимум для лиц пенсионного возраста, который по нормам 2019 года не может быть меньше значения, утвержденного федеральными властями. Финансирование выплат и программ, зависимых от показателя осуществляется из федерального бюджета. Затраты, связанные с установленными надбавками и индексацией ПМ местными властями, ложатся на муниципальный бюджет.
С первых дней 2019 года в законную силу вступил приказ о повышении прожиточного минимума для пенсионеров с учетом роста цен и инфляции за последний квартал 2018 года. В целом, ПМ разделяют на три различных типа, среди которых:
- общий;
- детский;
- пенсионный.
Наименьший размер, как правило присущ прожиточному минимуму пенсионера, это связано с наличием дополнительных льгот, в частности регламентирующих меньшую стоимость коммунальных услуг и т.д. В целом, в 2019 году государство предоставляет пенсионерам следующие льготы, учитываемые при расчете прожиточного минимума:
- компенсации расходов на стационарную телефонную связь;
- право бесплатного проезда в городском, пригородном и междугороднем транспорте;
- скидки на услуги ЖКХ;
- льготное или бесплатное обеспечение медикаментами;
- дополнительное медицинское страхование (некоторые категории пенсионеров).
Важность ПМ для экономики страны
Каждый из типов ПМ используется при осуществлении соответствующих расчетов и определении размеров основных социальных пособий и выплат. Также показатель отражается в бюджетных документах и учитывается при планировании госбюджета на следующий финансовый год.Непосредственно прожиточный минимум российского пенсионера требуется в 2019 году при определении минимального размера социальных пенсий, дополнительных выплат пенсионерам и лицам, имеющим аналогичные права.
Еще весной 2018 года правительство определило, что работодатель не может выплачивать заработную плату в размере меньшем установленного на текущий момент ПМ. В 2019 году к общефедеральному прожиточному минимуму (11280) осуществлена привязка МРОТ. Размер ПМ для лиц, получающих пенсионные выплаты установлен в сумме 8538 рублей. Для сравнения: прожиточный (потребительский) минимум пенсионера в первой половине 2018 года составлял 8270 рублей, что на 3,7% ниже текущего показателя.Экономисты отмечают повышение размера минимального потребительского показателя для лиц пенсионного возраста в среднем на 3% в месяц. Также некоторые аналитики не уверены в достоверности статистических данных касательно стоимости потребительской корзины и считают данный показатель искусственно заниженным. Причинами манипуляций с ценовыми уровнями называются дополнительные бюджетные расходы, связанные с увеличением минимальных пороговых значений при расчете социальных выплат и пенсий.
Прожиточный минимум пенсионера в Москве

Уровень жизни москвичей считается наиболее высоким в сравнении с гражданами, проживающими в иных регионах России. Соответственно в городе федерального значения наблюдаются цены выше средних, что предусматривает увеличение размеров основных социально значимых показателей, в числе которых и прожиточный минимум пенсионера. В 2019 году для столичных пенсионеров установлен ПМ в сумме – 12 115 руб.
Кроме основных выплат, рассчитываемых на основе ПМ и с учетом базовых критериев, москвичи, прожившие в столице 10 лет после выхода на пенсию, имеют право на надбавки, финансируемые из местного бюджета. На конец 2018 года, средняя московская пенсия зарегистрирована в размере 17 500р. Кроме денежных выплат, лица пенсионного возраста имеют ряд льгот, размер (денежный эквивалент) которых определяется также на базе утвержденного прожиточного минимума пенсионера.
В соответствии с действующим ФЗ, пенсионер имеет право на дополнительное денежное довольствие, которое при необходимости может быть заменено натуральными льготами, в числе которых:
- бесплатный проезд в транспорте различного следования (город, пригород, межгород);
- санаторно-курортное лечение (при наличие медицинских показаний);
- субсидирование расходов на оплату услуг ЖКХ;
- скидки и компенсации услуг телекоммуникационных компаний;
- лечение и протезирование зубов;
- покупка медикаментов и гигиенических средств.
Также для пенсионеров предусмотрены определенные налоговые послабления, касающиеся использования транспортных средств, земельных участков, недвижимости и т.д.
Таблица прожиточного минимума пенсионеров по регионам
Регион | Минимальная пенсия в рублях | Законодательный акт |
---|---|---|
Чукотский АО | 19000 | |
Ненецкий АО | 17956 | 29 окт 2018 г. N 6-ОЗ |
Камчатский край | 16543 | 27 сен 2018 г. N 250 |
Магаданская область | 15460 | 1 ноя 2018 г. N 2305-ОЗ |
Республика Саха (Якутия) | 13951 | 19 окт 2018 г. 2050-З N 11-VI |
Ямало-Ненецкий АО | 13425 | 2 окт 2018 г. N 60-ЗАО |
Мурманская область | 12674 | 26 окт 2018 г. N 2295-01-ЗМО |
Сахалинская область | 12333 | 11 декя 2018 г. N 73-ЗО |
город Москва | 12115 | 31 окт 2018 г. N 22 |
Ханты-Мансийский АО (Югра) | 12176 | 17 окт 2018 г. № 69-оз |
Хабаровский край | 10895 | 24 окт 2018 г. N 371 |
Архангельская область | 10258 | |
Республика Коми | 10742 | 29 окт 2018 г. № 77-РЗ |
Московская область | 9908 | |
Приморский край | 9988 | 30 окт 2018 г. N 365-КЗ |
Еврейская АО | 9166 | 25 окт 2018 г. N 316-ОЗ |
Тверская область | 8846 | 26 окт 2018 г. N 47-ЗО |
Республика Карелия | 8846 | 22 окт 2018 г. N 2286-ЗРК |
Вологодская область | 8846 | 5 дек 2018 г. N 4450-ОЗ |
Калининградская область | 8846 | 19 ноя 2018 г. N 224 |
город Санкт-Петербург | 8846 | |
Ленинградская область | 8846 | |
Новгородская область | 8846 | 9 окт 2018 г. N 315-ОЗ |
Псковская область | 8806 | 7 ноя 2018 г. N 1886-ОЗ |
Республика Ингушетия | 8846 | 26 окт 2018 г. N 43-РЗ |
Кабардино-Балкарская Республика | 8846 | 1 окт 2018 г. N 24-РЗ |
Свердловская область | 8846 | 6 ноя 2018 г. N 126-ОЗ |
Тюменская область | 8846 | 25 окт 2018 г. N 101 |
Республика Бурятия | 8846 | 31 окт 2018 г. N 136-VI |
Республика Тыва | 8846 | 30 ноя 2018 г. N 448-ЗРТ |
Красноярский край | 8846 | 23 ноя 2018 г. N 6-2201 |
Забайкальский край | 8846 | 15 ноя 2018 г. N 1653-33K |
Амурская область | 8846 | 31 окт 2018 г. N 256-ОЗ |
город Байконур | 8846 | |
Новосибирская область | 8814 | 31 окт 2018 г. № 304-ОЗ |
Иркутская область | 8841 | 30 окт 2018 г. N 82-ОЗ |
город Севастополь | 8842 | 17 дек 2018 г. N 463-ЗС |
Чеченская Республика | 8735 | 5 дек 2018 г. N 59-РЗ |
Республика Дагестан | 8680 | 30 окт 2018 г. N 63 |
Смоленская область | 8825 | 25 окт 2018 г. N 105-з |
Курганская область | 8750 | 30 окт 2018 г. N 118 |
Тульская область | 8658 | 25 окт 2018 года N 90-ЗТО |
Воронежская область | 8750 | 29 окт 2018 г. N 138-ОЗ |
Липецкая область | 8620 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 8846 | 29 окт 2018 г. N 67-РЗ |
Курская область | 8600 | 31 окт 2018 г. N 61-ЗКО |
Республика Алтай | 8712 | 20 ноя 2018 года N 74-РЗ |
Челябинская область | 8691 | 30 окт 2018 г. N 804-ЗО |
Томская область | 8795 | 13 ноя 2018 года № 128-ОЗ |
Орловская область | 8730 | 6 ноя 2018 г. N 2283-ОЗ |
Костромская область | 8630 | 19 окт 2018 года N 469-6-ЗКО |
Калужская область | 8708 | 31 окт 2018 г. N 397-ОЗ |
Республика Хакасия | 8782 | 10 дек 2018 года № 66-ЗРХ |
Алтайский край | 8669 | 2 ноя 2018 г. N 91-ЗС |
Краснодарский край | 8657 | 30 окт 2018 года N 3882-КЗ |
Волгоградская область | 8569 | 23 окт 2018 года N 115-ОД |
Республика Крым | 8370 | |
Пермский край | 8539 | 1 ноя 2018 года N 299-ПК |
Удмуртская Республика | 8502 | 28 сен 2018 г. N 52-РЗ |
Рязанская область | 8568 | 31 окт 2018 года N 65-ОЗ |
Ростовская область | 8488 | |
Омская область | 8480 | 5 окт 2018 г. N 2102-ОЗ |
Кировская область | 8474 | 27 сен 2018 г. N 182-ЗО |
Ульяновская область | 8474 | 29 окт 2018 г. N 110-ЗО |
Ивановская область | 8576 | |
Владимирская область | 8526 | 24 окт 2018 г. N 94-ОЗ |
Брянская область | 8523 | 24 сен 2018 г. N 72-З |
Самарская область | 8413 | 31 окт 2018 г. N 85-ГД |
Кемеровская область | 8387 | 29 окт 2018 года N 80-ОЗ |
Республика Башкортостан | 8645 | |
Республика Татарстан | 8232 | 25 сен 2018 г. N 59-ЗРТ |
Республика Мордовия | 8522 | 31 окт 2018 г. N 80-З |
Ярославская область | 8163 | 31 окт 2018 г. N 51-з |
Республика Адыгея | 8138 | 31 окт 2018 года N 177 |
Ставропольский край | 8297 | 2 ноя 2018 года N 91-кз |
Нижегородская область | 8102 | 2 октября 2018 г. N 88-З |
Республика Северная Осетия-Алания | 8455 | 6 ноября 2018 г. N 84-РЗ |
Оренбургская область | 8252 | 25 октября 2018 г. N 1284/344-VI-ОЗ |
Республика Марий Эл | 8191 | 1 ноября 2018 года N 53-З |
Белгородская область | 8016 | 27 ноября 2018 года N 310 |
Саратовская область | 8278 | 26 октября 2018 г. N 99-ЗСО |
Астраханская область | 8352 | 26 октября 2018 года N 101/2018-ОЗ |
Чувашская Республика | 7953 | 19 октября 2018 года N 65 |
Пензенская область | 8404 | 25 сентября 2018 года № 3243-ЗПО |
Республика Калмыкия | 8081 | 26 сен 2018 г. N 6-VI-З |
Тамбовская область | 7811 | 6 ноября 2018 г. N 283-З |
Федеральный ПМП | 8846 |
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.