Зарплата бюджетников

Зарплата бюджетников

Проблема зарплат российских бюджетников не теряет актуальности в 2019 году. Линейный персонал предприятий, фонд оплаты труда которых финансируется из федерального бюджета, испытывают острый дефицит личных средств. Большая часть зарплаты бюджетников уходит на оплату коммунальных платежей и покупку предметов (и продуктов) первой необходимости. При возникновении потребности в покупке дорогостоящего оборудования или техники, бюджетникам приходится пользоваться услугами банков. Таким образом, та часть зарплаты бюджетников, что остается после оплаты услуг ЖКХ, расходуется на погашение кредитной задолженности и выплату ссудных процентов.


Мотивируя свои решения тяжелой экономической ситуацией, правительство заморозило множество бюджетных программ, в частности предусматривающих увеличение окладов работников соответствующей сферы. Надежда на изменение сложившейся ситуации остается, так как в 2019 году подходит крайний срок исполнения «майских указов» согласно которым оклад бюджетников должен повыситься до 150% от среднего значения по стране.

Правительству следует вспомнить, насколько важна достойная оплата труда учителей, медиков, работников культуры и прочих специалистов, причисленных к бюджетникам. Снижение престижа таких профессий как воспитатель, учитель и медсестра, рано или поздно приведет к серьезным социальным проблемам, ведь именно от линейного персонала зависит качество работы всей системы. В 2019 году уже наблюдается дефицит кадров. Единственным способом мотивации граждан на получение необходимых стране профессий, является внедрение комплекса мер по увеличению зарплат бюджетников, а также предоставлении им дополнительных льгот.

Кроме образовательных и медицинских учреждений, бюджетное финансирование получают некоторые аграрные и животноводческие ведомства, работники метеорологических станций, служители культуры и т.д. Фактически, размер оклада бюджетников, определяет заинтересованность граждан в выполнении поставленных задач в отраслях, обслуживающих как государство, таки социум в целом. Очевидно также, что размер зарплат, далек от приемлемого и, если в 2019 году так и не будут реализованы программы индексации, проблемы могут стать острее уже совсем скоро.

Какой средний размер зарплаты бюджетников на начало 2019 года

средний размерОбещания чиновников были выполнены в 2018 году, речь идет об индексации зарплат и повышении их размера до 80% от средних по стране. Но не все так радужно как было обещано. Повышение коснулось окладной части, тогда как основной доход бюджетников, формируется за счет надбавок, премий и соц. выплат, которые были урезаны или их размер остался неизменным. Согласно опросам, проведенным среди медицинских работников, большинство специалистов младшего и среднего звена стали получать меньше, оклад бюджетников в нескольких регионах были увеличены несущественно (50-100 рублей) и лишь в единичных случаях наблюдается повышение более 1000 рублей к жалованию.

Таким образом, местные чиновники отчитались перед президентом о соблюдении сроков реализации указов, утвержденных в мае 2012 года. Если рассматривать ситуацию не через призму популизма и бюрократии, граждан РФ в очередной раз обманули. Если ситуация с повышением заработной платы бюджетников останется неизменной в 2019 году, существующая социальная напряженность может приобрести агрессивную форму.

В прошедшем году произошло значительное повышение МРОТ, в большинстве регионов показатель вырос на несколько тысяч рублей. С 1 января 2019 года, МРОТ привязали к прожиточному минимуму, а сам ПМ привели единому федеральному значению. В текущих условиях, бюджетник выполнивший норму по часам не может получить меньше 11280 рублей – таков федеральный ПМ и МРОТ соответственно. Данный показатель актуален для регионов, в которых не используются расчетные коэффициенты (климатические, загрязненности и т.д.). Соответственно, оклад бюджетников в 2019 году будет рассчитываться от значений 11280 рублей.

Чиновники Минтруда отчитались о повышении дохода более чем 3-х миллионов граждан, более половины из которых трудоустроено на бюджетных должностях в соответствующих организациях. В списках министерства значатся такие профессии как: медсестра, педагог дошкольного учебного заведения, учитель младших классов, актер театра и т.д. Также, повышение коснулось (согласно отчетам) обслуживающего персонала бюджетных организаций, в числе которого: сантехники, «санитарки», IT-специалисты и т.д. Отмечается, что в 2019 году, повышение зарплат затронет всех бюджетников, в том числе и обладателей упомянутых профессий.

Представители Минтруда делают уточнение, что привязка зарплаты к МРОТ, то есть получение жалования в размере не менее данного показателя, относится только к тем работникам, которые имеют полную ставку по занимаемой должности. Совместители и «полставочники», в 2019 году будут получать зарплату согласно отработанному времени.
Пояснение: работники, устроенные на 1,5 ставки, имеют право на получение зарплаты в размере 1,5 МРОТ.

Порядок расчета зарплаты бюджетников по регионам в 2019 году

По нормам 2019 года минимальный оклад в регионе не может быть ниже прожиточного минимума. С первого января нового года, значение федерального ПМ установлено в размере 11280 (без учета климатических и иных надбавок). Такое положение дел несомненно радует, но при детальном изучении вопроса, возникает один нюанс – фактически, государство установило плавающий курс МРОТ.

Теоретически, при улучшении финансово-экономического положения в стране и повышении курса национальной валюты, прожиточный минимум, а вместе с ним и зарплата бюджетников, могут скорректироваться в сторону понижения. В 2019 году подобных казусов ожидать не приходится, но они вполне вероятны в дальнейшем. Что касается региональных надбавок, то с их учетом бюджетники получают зарплату следующего размера:

  • Камчатский край - 29 024р.;
  • Мурманская область – 25 675р.;
  • Кемеровская область – 18 313р.;
  • Москва – 18 742р.;
  • МО – 14 200р.;
  • Оренбургская и Омская области – 12 838р.;
  • Республика Хакасия – 14 511,9р.

В большинстве прочих регионов действует базовый МРОТ, с коэффициентом увеличения для некоторых населенных пунктов. Также следует отметить, что в 2019 году в некоторых субъектах РФ, зарплата бюджетников рассчитывается по федеральному значению минимального оклада, тогда как для коммерческих организаций действуют увеличенные коэффициенты. Для уточнений актуального МРОТ по региону нахождения, рекомендуется изучить соответствующую таблицу.

Таблица МРОТ по регионам


Федеральный бюджет на 2019 год составлен с учетом преобладания расходов на социальную политику (более 4,8 млрд руб.), в структуру которой входит и зарплата бюджетников. Для понимания того, как будет распределены финансы государства в новом году, также можно уточнить в сводной таблице.

Зарплата по отраслям

по отраслямЦифры отражают общие показатели и планируемые изменения в целом по сегменту, что касается частных значений, необходимо отдельно рассматривать каждую отрасль:

1. Дошкольное образование

К 2019 году средний оклад воспитателя увеличился на 9%, что привело к повышению зарплаты до размера 19 800 рублей. Помощник воспитателя получал в 2018 году примерно 9000 рублей. Столь низкие зарплаты бюджетников, к коим относятся педагоги-дошкольники, объясняет острую нехватку квалифицированных кадров в государственных учреждениях дошкольного образования. При нехватке помощников, резко возросла загруженность воспитателей за счет увеличения численности воспитуемых. Дополнительным негативным фактором, приведшим к снижению престижа профессии, является урезание стимулирующих и премиальных выплат, имеющее место после объявленного повышения зарплаты бюджетников путем прибавки процентов к окладу.

2. Среднее образование

Согласно отчетам Минобрнауки жалование учителя средней школы в 2018 году было повышено до 38 000. Согласно статистике, педагоги напротив, потеряли часть зарплаты после повышения окладной части – подобная картина наблюдается сразу в четырех российских субъектах. В тех регионах, где зарплата учителей и других бюджетников действительно повысилась, прирост составил чуть более одной тысячи рублей.

3. Высшее и средне-специальное образование

Картина в данной отрасли схожа с той, что наблюдается в целом по бюджетной сфере. Негативным фактором является огромный разрыв между доходом педагогов ВО и СПО, так преподаватель «раскрученного» российского ВУЗа, в 2019 году, может получать более 100 000 в месяц, а педагог работающий в региональном техникуме редко имеет жалование более 10 300. При этом, нагрузка педагогов во втором случае значительно выше.

4. Культура

Отчеты министерства указывают, что зарплата «культурных» бюджетников была увеличена троекратно, за последние шесть лет. На бумаге фигурируют цифры, превышающие 59 000, но такое жалование недоступно региональным служителям культуры. В среднем, доход работников данной отрасли в регионах составляет 25-37 000 рублей, столичные «минкультовцы» получают в 2019 году значительно больше – их месячное жалование достигает 78 500 рублей.

5. Система здравоохранения

На примере медицинского персонала можно об интеллекте, дальновидности и изобретательности региональных чиновников. Стремясь как можно быстрее отчитаться о проделанной работе и исполнении приказов по повышению зарплат бюджетников, деятели из «Минздрава», просто сократили часть линейного персонала, а оставшимся специалистам урезали премиальные. При резком уменьшении числа линейных сотрудников государственных клиник и стационаров, количество «конторских» работников осталось прежнем.

По средним подсчетам, к 2019 году, под эгидой исполнения президентских указов, система здравоохранения России потеряла порядка 90 тысяч квалифицированных специалистов младшего и среднего звена. Но даже после значительного сокращения численности персонала, зарплата бюджетников системы увеличилась максимум на 1000 рублей, всего в нескольких субъектах федерации. На декабрь прошлого года, самая высокая зарплата медсестры, даже с учетом северных надбавок, не превышает 40 000 рублей. Тогда как в отчетах Росстата, сформированных без разделения частных и государственных клиник, говорят о размере средней зарплаты бюджетника-медика равном 117 000 руб.

С чем связано подобное несоответствие? Вряд ли чиновники дадут вразумительный ответ. Разобраться в ситуации и сделать соответствующие выводы можно после изучения документации отдела кадров. Почему зарплаты региональных бюджетников в 2019 году настолько низки? Смогут ли ответить на этот вопрос главы регионов или их родственники, занимающие руководящие или финансовые должности в поликлиниках, стационарах и ответственных ведомствах этого же региона?

Ждать ли бюджетникам повышения зарплат в 2019 году?

повышение зарплат в 2019 годуНесмотря на популизм уже предпринятых мер по улучшению качества жизни работников бюджетной сферы, все еще есть надежда, что государство доработает систему и исключит практику некорректной трактовки законов некоторыми региональными чиновниками. К числу перспективных нововведений, планируемых на 2019 год, можно отнести:

  • внедрение новых тарифных сеток для бюджетников. Планируется исключить из системы старую разрядную модель, состоящую из 27 компонентов, заменив ее 17 группами, разделяемыми по профессионально-квалификационному признаку. Такая методика позволит конкретизировать размер зарплаты бюджетников как в окладной части, так и в премиальной;
  • закрепление минимальных окладов в 2019 году к МРОТ;
  • замена старых разрозненных доплат отраслевыми. Данный механизм сократит влияние региональных инициатив на размер жалования, то есть, практика урезания стимулирующих выплат должна прекратиться.

Что касается отдельных отраслей бюджетной сферы, то зарплаты специалистов также будут увеличены в 2019 году с высокой долей вероятности. Можно отметить следующие шаги правительства в данном направлении:

  1. В Министерстве труда предложили два варианта, каждый из которых направлен на повышения престижа педагогических специальностей путем увеличения жалования. В первом случае, требуется выделение 1,33 трлн рублей для ежегодного увеличения зарплаты педагогов бюджетников на 10% и выходу к 2024 году на среднее жалование не менее 76 500 рублей, в каждом регионе. Второй вариант предлагает провести повышение учительской зарплаты уже в 2019 году до уровня 59 000 рублей, на что потребуется порядка 255 рублей, в дополнение к заложенной в бюджет сумме.
  2. Профсоюз медицинских работников выступает за повышение жалований выше чем предполагает программа индексации. Врачами московской области было составлено и подписано соглашение, определяющее в качестве минимальной зарплаты сумму в 14 200 рублей. Мэр Москвы, в одном из последних заявлений пообещал повысить зарплату столичных бюджетников (медиков) минимум до 120 000 рублей в месяц. Сроки реализации и источники финансирования не уточняются.

Отступая от бумажных отписок и обещаний чиновников, можно вспомнить о Фонде ОМС, который в 2019 году испытывает бюджетный кризис. В текущем году ФОМС недостает 95,5 млрд руб. для продолжения реализации программы, инициированной «майскими указами». В следующем, 2020 году фонду потребуется еще 170,4 млрд для индексации зарплат медиков-бюджетников. Судя по настроениям и планам федеральных властей, максимум на который могут рассчитывать специалисты от медицины – это увеличение окладов в 2019 году на 3,5-4%.

Сроки проведения индексации также были сдвинуты в 2018 году, теперь перерасчет окладов будет осуществляться в октябре месяце. По мнению правительства, таким образом удастся точнее определить целевые уровни индексации. Стоит напомнить, что в 2019 году из бюджета будет выделено более 735 млрд руб., для индексации зарплат бюджетников. Средний прирост к доходу, по расчетам экспертов, составит 1-1,5 тысяч рублей в месяц.

Такое повышение вряд ли можно назвать соразмерным с повышением акцизов, ставки НДС и в целом с удорожанием жизни в каждом из регионов РФ. Фактически, все действия властей сводятся к выравниванию показателей доход/затраты, производимых под эгидой повышения зарплат бюджетников, а это и есть чистейшей вод популизм. Анализируя предпринятые и планируемые действия правительства, нельзя рассчитывать на кардинальное изменение сложившейся ситуации и значительное повышение доходов работников бюджетной сферы.

Распределения бюджета

Статья расходов2019, трлн. руб.2018, трлн. руб.Разница, трлн. руб
Соцполитика4,8854,966-0,081
Нацоборона2,9142,729+0,185
Нацэкономика2,6392,264+0,375
Правоохранительная деятельность и нацбезопасность2,2541,876+0,378
Общегосударственные вопросы1,4021,225+0,177
Обслуживание государственного долга0,8520,848+0,004
Трансферты между бюджетами0,7550,766-0,011
Образование0,8270,619+0,208
Здравоохранение0,6560,410+0,246
Культура, кино0,1250,093+0,032
Охрана окружающей среды0,1970,078+0,119
Средства массовой информации0,0750,068+0,007
Физкультура и спорт0,0550,063-0,008
ЖКХ0,1920,091+0,101




Комментарии 4
У бюджетников, в принципе, неплохие зарплаты. Их работа всегда хорошо оплачивалась. И если кому-то стоит ждать повышения зарплат, то это точно им, государство в обиду не даст.
Да какая неплохая зарплата? Вы о чем? Может в вашем регионе и хорошая, но в нашем, например, воспитатели получают 12000р, а учителя, чтобы получить 16000р работают на две ставки. Про младший медицинский персонал вообще молчу, работают как каторжные, а оплаты никакой. У нас в стране всегда так! И как так у них получается? Вроде и прибавили, а люди меньше получать стали...Россия! Лишь бы отчитаться!
Бюджетников часто удерживают другие преимущества государственной работы. Кто хочет много зарабатывать, уходят в частный сектор.
Очень жаль, что в России не ценят специалистов-бюджетников и людям приходится искать более выгодные виды заработка.