Федеральный бюджет на 2019 год

Федеральный бюджет на 2019 год

Государственные доходы и расходы на новый отчетный период определяются после утверждения официальной сметной бумаги. Таким образом, федеральный бюджет на 2019 год можно считать основным экономико-политическим документом государства, регламентирующим распределение капитала. Основными пунктами рассматриваемыми бюджетной документацией являются налоговые поступления, прибыль от торговли энергоресурсами (доходы) и расходы – пособия, пенсии, выплаты по соц. программам, содержание объектов жизнеобеспечения, образовательных заведений и т.д.

Как и в предыдущие периоды, федеральный бюджет на 2019 год отличается от документа, действующего в прошлый период. Решения правительства обнародуются сразу же после принятия путем размещения в СМИ. В настоящее время интерес общества к финансовым переменам заметно возрос, сказывается ужесточение санкций, новости об исчерпании финансовых резервов и заметные признаки рецессии. Поэтому федеральный бюджет на 2019 является одним из важнейших индикаторов, позволяющих отследить состояние экономики.

Сталкиваясь с последствиями существующих негативных факторов не следует рассматривать их как проявления начинающегося необратимого процесса, способного привести к краху всей экономической системы страны. Правительство, составляя федеральный бюджет на 2019 год, закладывает в него все возможные издержки, характерные для процесса импортозамещения, актуального для современной России.

Существующие проблемы, власти рассматривают как временные и сообщают о скором вхождении в фазу экономического роста. Изучая федеральный бюджет на 2019 год, можно увидеть предпосылки к скорым переменам, достаточно сравнить его с документами за прошлые периоды. Согласно мнению экспертов, процесс выхода из рецессии уже начался и уже в течении ближайших 2-3 лет, россияне могут заметить начало экономического роста.

Каким будет федерльный бюджет на 2019 год

Каким будет федерльный бюджет на 2019 годУже достаточно долго российская экономика испытывает серьезную нагрузку, в виду чего ответственным чиновникам приходится адаптировать финансовые законопроекты под существующие реалии. В виду продолжающейся рецессии федеральный бюджет на 2019 год будет составлен с определенными ограничениями. Подробности документа можно будет узнать из открытых источников после его утверждения в Совете Федерации и подписи Президента.

В период экономической нестабильности документ претерпел ряд существенных изменений. Среди особенностей нового бюджета, следует отметить:

  • урезание фондов автономного типа в пользу аккумулирования капитала на внутреннем рынке. Данная необходимость вызвана критическим состоянием резервного и президентского фондов. Данный фактор был учтен и федеральный бюджет на 2019 год составлялся с урезанной расходной частью;
  • внедрение новых правил распределения сверхдоходов от продажи нефти, при превышении ею ценового минимума, заложенного в бюджетный документ. Согласно новой стратегии правительства, федеральный бюджет на 2019 год (его расходная часть), не учитывает превышение цены на энергоресурсы, финансы поступающие по данным каналам, направляются на резервирование и не подлежат расходованию. Минимальным ценовым ориентиром, заложенным в федеральный бюджет на 2019 год по Urals, является 48 долларов за баррель;
  • расширение периода составления бюджетного плана до трех лет. Данное нововведение было утверждено в 2017 году. В момент, когда формировался федеральный бюджет на 2019 год, данное правило осталось неизменным;
  • учет средств, накопленных в государственных фондах в качестве основных источников бюджетного финансирования.
Следует учитывать, что правительством учтена инфляция и стоимость основных валют, в которых происходит расчет по внешнему товарообороту. В частности, доллар, на 2019 год прогнозируется по цене 66,9 руб. Рассматривается также повышательная динамика американской валюты и рост стоимости до 68 рублей в течении года. Инфляция, заложенная в федеральный бюджет на 2019 год, не превышает 4% (прогноз ЦБ РФ).
Произошедшие изменения привели к снижению рейтинга России в части прозрачности бюджета. Данный рейтинг составляется и обнародуется международным бюджетным партнерством, анализирующим соответствующие государственные документы. В течении последних 12 лет, РФ планомерно увеличивала рейтинговые балы и сумела подняться на 15-е место среди крупнейших мировых держав, но федеральный бюджет на 2019 год вынудил организацию понизить рейтинг.

Основанием для потери рейтинговых позиций послужило увеличение так называемых скрытых расходов, планируемых при составлении оборонного бюджета. С МБП согласно более половины граждан России, о чем сообщает фонд «Общественное мнение». Граждане считают, что федеральный бюджет на 2019 год завышен в части расходов на кинематограф, силовые органы и спорт. Поступали предложения перераспределить данные финансы увеличив финансирование сельского хозяйства, ЖКХ, образования и здравоохранения.

Экспертные мнения

Экспертные мненияПо мнению Антона Силуанова, федеральный бюджет на 2019 год может быть пересмотрен в большую сторону и предоставлен как бездефицитный. В Минфине уверены, что динамика прошлых трех лет явно указывает на улучшение ситуации в целом, так за 2017 год зафиксирован дефицит равный 2% при том, что в бюджет был заложен показатель на 1,2% больше. В документе на 2018 год фигурирует показатель в 1,4% от ВВП, а федеральный бюджет на 2019 год сформирован с учетом дефицита 0,9%. Министр говорит о планомерном повышении доходов и планах по выходу из дефицита уже к 2021 году.

Основным условием для выхода бюджета из дефицита, рассматриваемым Министерством финансов, является повышена цен на энергоресурсы. В то же время, представитель РАНХиГС – А. Дерюгин, предлагает внести в федеральный бюджет на 2019 год доходы от приватизации. Рассматривая цифровой эквивалент дефицитных показателей бюджета, можно говорить о 819,1 млрд рублей в 2019 году, против 1,27 трлн рублей годом ранее.

Налоговые преобразования

В числе инструментов, используемых правительством для влияния на финансовую систему и регулирующих федеральный бюджет на 2019 год, следует обозначить налоговые реформы. Одним из вариант, рассматриваемых правительство, является снижение налоговой нагрузки на предприятия, за счет увеличения ставки НДС и снижения размера суммы, перечисляемой с доходов в ПФР.

На текущий момент 30% от перечисляемых в виде налогов направляются на страховые пенсионные счета, реформаторы предлагают сократить ставку до 22%. Одновременно с сокращением пенсионных отчислений предлагается увеличить налог на добавленную стоимость до 18%. По мнению правительства, данные меры позволят скорректировать федеральный бюджет на 2019 год в сторону увеличения.

Налоговые принципы имеют столь же высокое экономическое значение, как и стоимость основных экспортных ресурсов. Государственные финансовые эксперты уверены, что актуализация налоговых преференций может привести к снижению финансовых поступлений и заставить пересмотреть федеральный бюджет на 2019 год в сторону сокращения. При сокращении дивидендов вдвое, казна может недополучить порядка 209 млрд рублей в новом отчетном периоде.

Планируемые доходы бюджета

Планируемые доходы бюджета
Согласно государственному плану, размер показателя ВВП в 2019 году должен повыситься на 2,2% при росте доходной части бюджета до 15,55 трлн рублей. Прогнозируется также рост инвестиций до 5,7% при повышении дивидендного дохода до 425 млрд рублей. Данные изменения внесены в федеральный бюджет на 2019 год и учтены в его доходной части. Более $7 млрд правительство планирует привлечь из внешних источников путем продажи евробондов. Также рассматривается процедура замены выпущенных ранее долговых бумаг на общую сумму до 4 млрд долларов.

Заимствования на внутреннем рынке, включенные в федеральный бюджет на 2019 год составляют 870 млрд рублей, с увеличением до 1,34 трлн в 2010 году. В качестве основного инструмента привлечения средств на внутреннем рынке, рассматриваются ОФЗ. Следует отметить, что из доходной части бюджета временно исключены средства от продажи госимущества. Как отмечает М. Орешкин, при необходимости процедура может быть возобновлена.

Также доходы в федеральный бюджет на 2019 год планируется получать от увеличения таможенных пошлин, в рассматриваемый период сумма поступлений может составить 1,83 трлн с увеличением до 1,9 трлн в следующем году. НДС, НДФЛ и акцизные сборы, планируемо принесут казне до 5,2 трлн рублей. Администрация страны рассматривает постепенное снижение размера нефтегазовых доходов до $162,8 млрд к 2010 году. Также федеральный бюджет на 2019 год предусматривает снижение стоимости нефти ниже запланированных уровней, в данном случае суммарный доход к 2010 году составит порядка 134,5 млрд USD.

Приоритетные направления для финансирования

направления для финансированияВ отличие от текущего бюджетного документа, новый предусматривает сокращение военных расходов. В качестве приоритетных направлений финансирования, вошедших в федеральный бюджет на 2019 год, рассматривается социальная сфера, внутренняя безопасность и экономическое благополучие. В денежном исчислении правительств планирует потратить более 16,4 трлн рублей на финансирование гражданских нужд. Что касается процентов распределения капитала, то федеральный бюджет на 2019 год (расходы) поделен следующим образом:

  • 36,4% – социальная сфера;
  • 29% – безопасность;
  • 14,7 – экономика.

Основными программами, вошедшими в федеральный бюджет на 2019 год, являются:

  • здравоохранение – до 311 млрд руб.;
  • образование – до 500 млрд;
  • социальные выплаты и пособия – до 1,3 трлн;
  • охрана правопорядка – до 670 млрд;
  • экономическое развитие и поддержка перспективных начинаний – до 96 млрд;
  • космическая программа – до 181 млрд.

Одной из наиболее ожидаемых обществом реформ, вошедших в федеральный бюджет на 2019 год стало увеличение размера минимальной оплаты труда до 100% к прожиточному минимуму. Освободить средства предлагается путем сокращения размеров расходной части, в том числе за счет уменьшения финансирования ВС на 19% до 4,7 трлн руб.

В планах правительства произвести перепрофилирование некоторых предприятий военной отрасли и адаптация их под выпуск гражданских товаров. Несмотря на то, что в федеральный бюджет на 2019 год уже включено сокращение финансирования, на данный момент только 17% целевых предприятий готово к новым условиям деятельности. Проблемы наблюдаются у большей части судостроителей. Компании, не сумевшие адаптироваться будут подвергнуты реорганизации и объединены в производственные группы.

Кроме упомянутых нововведений, в федеральный бюджет на 2019 год включены расходы по «майским указам» В.В. Путина, предполагающие повышение заработной платы работников медицинской сферы, государственных служащих и представителей иных профессий. В данном направлении выделяется порядка 2,2 трлн рублей.

Субсидии для регионов и государственных компаний

Субсидии для регионов и государственных компаний
Кроме основных программ в федеральный бюджет на 2019 год включены расходы, связанные с финансированием основных госкомпаний и дотации регионам. До 10 млрд рублей получат субъекты федерации для реализации целевых программ по ремонту дорог и т.д. Основными дотационными регионами, как и прошлые периоды называются: Крым, Калининградская область и республики Северного Кавказа. Более 2 млрд рублей внесены в федеральный бюджет на 2019 год в виде расходов на содержание и модернизацию сельского хозяйства.

Что касается государственных компаний, внесенных в федеральный бюджет на 2019 год и получающих финансирование, то наибольшая часть средств будет распределена среди представителей:

  • банковского сектора – ВЭБ, РСБ и «Сбербанк»;
  • транспортной системы – РЖД;
  • энергетики – «РусГидро»;
  • военно-промышленного сектора – ОАК.

Новый федеральный бюджет на 2019 год предусматривает сокращение расходов по программе материнского капитала до 311,2 млрд, против 341,5 млрд годом ранее. В то же время повышается размер отчислений по программе ипотеки для военнослужащих на 8000 рублей в месяц.

Статьи расходов

При рассмотрении расходной части бюджета с учетом каждой из предусмотренных статей, необходимо отметить следующие суммы и направления:

  1. Социальная политика – 4,74 трлн рублей. Правительство заложило в федеральный бюджет на 2019 год более 2,4 трлн рублей на пенсионное обеспечение. Между гражданами чья пенсия ниже прожиточного минимума будут распределены средства в сумме 99,1 млрд рублей. По сравнению с предыдущим периодом наблюдается значительное уменьшение общего размера финансирования данной статьи. Правительство объясняет данное сокращение тем, что в федеральный бюджет на 2019 год не заложены ранее присутствовавшие разовые выплаты пенсионерам в размере 5000 на гражданина. Также наблюдается сокращение основного размера минимальной пенсии.
  2. Национальная экономика – по данной статье будет предоставлено порядка 2,37 трлн руб.
  3. Национальная оборона – до 2,8 трлн руб.
  4. Система образования – порядка 428,5 млрд.
  5. Медицина и здравоохранение – более 428 млрд рублей.
  6. ЖКХ – 98,5 млрд;
  7. Кинематограф – 89,2 млрд.
  8. Спорт – не более 38 млрд.

В последнем случае федеральный бюджет на 2019 год предусматривает сокращение финансирования более чем на 20 млрд рублей. Представители экономического министерства объясняют данный факт завершением череды крупнейших спортивных мероприятий, в частности ЧМ по футболу прошедшего в стране в 2018 году.

Заключение

Судя по тому как сформирован федеральный бюджет на 2019 год, правительство не предусматривает существенных изменений экономического климата и внешней конъюнктуры. Ситуация на геополитической арене остается по прежнему напряженной, активны санкционные ограничения и недоступны многие из источников дохода используемых ранее. Существующий федеральный бюджет на 2019 год рассматривает вероятность изменения ситуации как минимальную.