Расчет экологических налогов

Расчет экологических налогов

Деятельность любого предприятия сопряжена с появлением отходов. Государство предусматривая расходы на поддержание экологического баланса, обязало предприятия уплачивать соответствующий налог. НВОС – налог за негативное воздействие на окружающую среду, признан экспертами малоэффективным и будет заменен на экологический.

Переход на иную систему расчетов планируется осуществить до 2020 года, новый налог должен компенсировать расходы государственных служб на восстановление экологического состояния. До 1 января 2020 года, предприятия не имеют права выбора между НВОС и экологическим налогом, который будет утвержден только в указанную дату.

Расчет и условия оплаты экологического налога

Главным нормативным актом в РФ, относящимся к сфере экологического регулирования, признан ФЗ №7, вступивший в законную силу 10 января 2002 года. Документ дает характеристику термину загрязнение, определяя его как попадание в естественную среду вредных производственных факторов, оказывающих пагубное воздействие. Факторы поделены на четыре категории, с присвоением степени опасности для природы:

  • IV категория – с минимальной степенью НВОС;
  • III категория – незначительно влияющие на естественную среду;
  • II категория – умеренно влияющие на природу;
  • I категория – значительно влияющие на природу и требующие применения наилучших технологий для устранения.

Налог за воздействие на окружающую среду является обязательным для любого предприятия или ИП, деятельность которых связана с образованием вредных для окружающей среды отходов. Учет предприятий и собственников ведется по месту фактического расположения, компетентным органом регулирования и учета является Росприроднадзор.

Расчет и условия оплаты экологического налогаДля определения размера налога используются показатели массы или объема образовавшихся отходов. В расчетной формуле присутствуют коэффициенты и константы, утвержденные правительством и действительные в определенный промежуток времени. Обязанности по осуществлению расчетов возложены на налогоплательщика. Получателем платежа по экологическим налогам является бюджет субъекта, в котором функционирует предприятие. Несмотря на регулярные взносы, существующая система признается Минфином неэффективной и подлежит изменению.

С 1 января 2020 года в Налоговый Кодекс РФ будут внесены изменения, регламентирующие порядок применения нового налога. Планируется сделать новый налог обязательным к уплате не только организациями и ИП, но каждым физическим лицом, оказывающим НВОС. Данным нововведением государство планирует повысить доход бюджета в части расходуемой на охрану и восстановление природы.

В качестве объекта, подлежащего налогообложению государство, определяет любое пагубное воздействие на естественную среду, проявляемое в следующем виде:

  1. сбросы загрязненных вод в систему централизованного водоотвода (рассматривается утвержденный перечень загрязнителей);
  2. атмосферные выбросы стационарными объектами (рассматривается утвержденный перечень загрязнителей);
  3. производство, накопление, захоронение или хранение отходов жизнедеятельности или производства, вне зависимости от классификации по характеру опасности.

Законодательно предусматривается освобождение от уплаты ЭН предприятий и ИП самостоятельно обезвредивших и утилизировавших образовавшиеся отходы в течении 11 месяцев с момента образования. Кроме этого, при использовании специальной тары или оборудования полигонов, ограждающих окружающее пространство от пагубного воздействия опасных отходов, предприятие также освобождается от уплаты ЭН. Бюджетные организации, вне зависимости от сферы их деятельности, освобождены от уплаты нового экологического налога.

Периодичность и сроки уплаты экологического налога

Государство определяет период уплаты экологического налога в 12 месяцев. Действующий налог за НВОС должен уплачиваться не позднее 10 марта, следующего за отчетным, года. Новый налог рассчитывает до 1 марта следующего года и также уплачивается 1 раз в 12 месяцев.

Периодичность и сроки уплаты экологического налогаАдминистратором нового экологического налога остается тот же орган, который отвечает за налогообложение в экологической сфере на текущий момент. Каждый загрязнитель будет классифицироваться и рассчитываться по собственной ставке, в зависимости от степени влияния и класса опасности. Расчетный период по каждому объекту, загрязняющему окружающую среду должен будет производится до начала следующего календарного года.

К особенностям нового налога относят повышенные штрафы, налагаемые на организацию допустившую просрочку платежа более 30 календарных дней. В настоящий момент налогоплательщик допустивший просрочку должен уплатить минимальную пени в размере 1/300 (более 30 дней) от ставки рефинансирования и 1/150, при просрочке более 31 дня. Искаженные отчетные данные, в том числе возникшие по причине неверных расчетов, также облагаются штрафом. Новый налог предусматривает штраф в размере 20% разницы между задекларированной и фактической суммой.

Особенности экологического налога для малого среднего бизнеса

Особенности экологического налога для малого среднего бизнеса
Организации, не использующие УСН и не финансируемые из регионального или федерального бюджета, должны будут уплачивать экологический налог частями (авансовый метод), разделенными на текущий год. Субъекты МСП работающие по иным налоговым режимам, а также организации, выбравшие УСН, обязаны предоставлять разовый отчет не позднее установленной даты.

Организации и граждане, не имеющие загрязняющих природу объектов и производящие исключительно бытовые отходы, требующие вывоза и утилизации, освобождаются от уплаты нового экологического налога. Данные категории лиц обязаны уплачивать суммы по тарифу за вывоз ТБО. Компании, занимающиеся складирование ТБО и переработкой, обязаны уплачивать ЭН в 2019 году. Эксперты ожидают значительного роста ставки, хотя на данном этапе ставки для регионов не имеют законодательного определения.

Возможно ли снизить сумму налога? Что ждет неплательщиков?

Возможно ли снизить сумму налогаОрганизации, осуществляющие деятельность и проводящие мероприятия направленные на уменьшение степени влияния производимых отходов на естественную среду, подпадают по действие поправок и норм, уменьшающих сумму налога. Величина налога будет зависеть от вклада в процесс очистки природы. Существующие затраты по данному направлению будут вычтены из начисленной расчетной суммы налога.

Существенной разницей между новым налогом и действующим, является размер штрафов за неуплату и отказ (несвоевременную) регистрацию загрязняющего объекта, в органе учета. В настоящее время регулирующим актом является КоАП (ст. 8.45) предусматривающий штраф от 30 до 100 тысяч рублей за указанные нарушения.

В случае с экологическим налогом, регулирующим документом является Налоговый Кодекс (ст. 16), устанавливающий минимальную сумму штрафа в размере от 40 тысяч рублей. При наложении и расчете суммы штрафа к уплате, будет учитываться период функционирования организации без постановки на учет. Ставка штрафа будет умножена на 10% за каждый из периодов.

Экологическая политика РФ

Экологическая политика
Кроме налогового обременения предприятий являющихся производителями загрязнений, правительство разработало достаточно законодательных актов, распространяющихся на некоторых граждан. Перенимая международный опыт, администрация страны стремиться к улучшению экологической ситуации, через введения политики учета каждого вредного для среды фактора. К работающим в настоящее время законам можно отнести: ЭН на автомобиль и ЭН для курильщиков.

Налог для автомобилистов

Налог для автомобилистовПравительство предоставило проект стратегии экологической безопасности вплоть до 2025 года, настоящий проект прошел все необходимые процедуры и был утвержден президентом (указ №176). Документ подчеркивает существующую экологическую ситуацию и указывает актуальные угрозы, предлагая эффективные способы борьбы с загрязнением и улучшения общей экологической ситуации в стране.

Настоящим документом, все транспортные средства отнесены к категории объектов, активно загрязняющих воздух. Правительство предлагает увеличить долю электромобилей заменив ими транспорт на бензиновых и дизельных двигателях. В целях увеличения популярности электрокаров и в рамках «Стратегии…» вводятся дополнительные налоги для владельцев объекта загрязнения. Кроме налога, предполагаются льготы для автомобилистов, выбравших транспорт с электродвигателем.

Также администрация государства планирует увеличить размер существующих налогов на старые, неэкологичные автомобили. Данные меры должны способствовать выведению из эксплуатации старой техники и замене ее новой. Международный опыт рециклинга показывает 8% скорость ежедневного круговорота.

Налог для курильщиков

Налог для курильщиковДоказано, что граждане, являющиеся потребителями табака, наносят значительный ущерб атмосфере. Под эгидой борьбы с проблемами экологии Министерство Здравоохранения предлагает внести поправки в действующее законодательство, а именно в пункты, касающиеся налога на курение. Не имея возможности контролировать каждого курильщика по-отдельности, ФНС обязует уплачивать дополнительные налоги компании, занимающиеся производством сигарет и папирос, а также прочих товаров, связанных с курением табака.

Заложенные издержки приведут к росту стоимости конечной продукции и лягут на потребителя. В настоящее время нет исчерпывающей информации касательно нововведений, механизм регулирования также не проработан. Эксперты сомневаются, что поправки, предлагаемые Минздравом, будут учены при утверждении законопроекта.

В целом, можно рассматривать 2020 год как период вступления в силу основных норм нового экологического налога. Но некоторые нововведения коснутся граждан ранее. В частности, тарифы за вывоз бытовых отходов вырастут уже в 2019 году.

Международный опыт уплаты экологического налога

Международный опыт уплаты экологического налога
Администрация развитых стран определяет проблемы экологии как приоритетные, в связи с чем проводит активную политику по снижению НВОС, для чего разрабатываются социальные механизмы и вводятся ограничительные меры. К успехам международного сообщества можно отнести:

  • включение в автопарк крупных европейских компаний, экологически чистого транспорта, работающего на электричестве и биотопливе. В ближайшее время планируется повысить процент данного типа техники до 50% от общего числа автомобилей;
  • Швеция перерабатывает до 99% всех промышленных и бытовых отходов. Доля бытовых отходов в погребаемой массе не превышает 0,7%;
  • власти Балеарских островов ввели налог на солнце, распространяющийся исключительно на туристов. Собранные средства перечисляются на счета организаций контролирующих экологическую обстановку в регионе;
  • налоговая политика Европейского Союза предполагает значительные удержания по экологическим статьям. Изымаемые правительством деньги направляются на развитие перерабатывающих и очистных комплексов, а также расходуются на мероприятия по восстановлению природы.




Комментарии 1
конечно налог на курильщиков это уже слишком они, еще может налог для тех у кого дома печь или котел на дровах. А вот электромобили это хорошо.